
Для любого человека, мало-мальски знающего регион, все это выглядит, как, ну скажем так, некоторый бред.
Прежде всего 95 процентов жителей Таджикистана сунниты ханафитского мазхаба, и проблема радикализации таджикских именно суннитов существовала еще в конце 70-х годов, а в 80-е ей занимался даже союзный КГБ. И таджики, уезжающие на джихад, едут не в близко-родственный (этнически и по языку) Иран, чтобы воевать против ИГИЛ. А едут они как раз в ИГИЛ, чтобы воевать против иранских наемников в Сирии (шиитов), и против сирийской армии. Если таджики едут в Афганистан, то тоже не для того, чтобы примкнуть к шиитам хазарейцам, а чтобы убивать их в составе отрядов Талибан и ИГИЛ. Радикализация в республике, на фоне вопиющей бедности населения и зашкаливающей коррупции уже 10 лет назад была такая, что мой товарищ, таджик, говорил мне: "Это у вас там цветные революции, у нас если бахнет, то будет революция бородатая". И вот как раз поэтому, власти Таджикистана, всех более-менее активных исламских лидеров ( особенно салафитов) или пересажали, или те как-то умерли. Либо же лидеров интегрировали во власть, как случилось с Ходжи Акбаром Тураджонзадой.
И даже вполне договороспособную Исламскую партию возрождения Таджикистана в 2015 запретили, когда она и так уже была ослаблена после смерти лидера Мохамадшарифа Химматзоды ( ИПВТ, кстати говоря, еще в 1986 году громил КГБ СССР, была проведена целая спецоперация в Вахшской долине с привлечением армейских подразделений). И вот кстати говоря, ИПВТ ни разу не была террористической организацией, как бы не писали об этом в телеграм-каналах. Она была представлена даже в парламенте Таджикистана до поры до времени.
Так что проблемы радикализма в Таджикистане - это проблемы суннитского ислама.
В том числе и потому, что шииты в Таджикистане представлены в основном не таджиками, а памирскими народами: рушанцами, ваханцами, шунганцами. Они даже этнически ближе к калашам, хунзам и пуштунам, чем к таджикам. Народы Памира физически уничтожались в конце 19 века афганцами, как раз за приверженность к шиизму. И спасли их от полного уничтожения русские. Был такой знаменитый поход генерала Михаила Ионова, в результате которого Российская империя установила контроль над частью Горного Бадахшана, и по сути поставила точку в Большой Игре, во всяком случае до 1918 года (потом англичане снова полезли в русский Туркестан), и спасла памирских шиитов от уничтожения. И еще лет 50 назад памирцы это хорошо помнили.
С их шиизмом тоже не все просто. Они не относятся к джафаристкому мазхабу, основному у шиитов. Большинство памирцев вообще шииты-исмаилиты. Исмаилизм же некоторые относят к отдельной ветви ислама в принципе. Основа вероучения слишком отличается от Корана и Сунны, и даже от шиитских догм.
То есть конечно, исмаилиты не мирные тихие овцы. На Востоке таких нет. Именно в низаритском государстве исмаилитов появились в Средние века ассасины.
Но вот последние лет 200, террор как способ решения проблем у исмаилитов ( и у низаритов и у мусталитов, там тоже есть свои течения внутри) не был распространен.