Внезапно увидел очень трогательную сцену: 4 июля американцы
поют свой национальный гимн. Место действия: гипермаркет Walmart в каком-то техасском селе. Участники: «пиндосы»: по-задорновски толстые тетки и мужики явно покупающие в этом гипермаркете самые дешевые и вредные продукты. Но сколько в них настоящей человеческой красоты!
С этого ведь все начинается – с момента осознания, что твой сосед не просто пьяная рожа, что город твой не просто бесмысленный залупинск, что все вы часть чего-то единого и большого, под одним флагой, с одной судьбой, одним предназначением.
Из такой ментальности рождается все остальное: и доллар, и Белый дом, Шестой флот — легкости с которой ты запеваешь «звездно-полосатый» в овощном, а отвечают тебе в мясном и фруктовом, из этой наивной чистоты, из отсутствия стыдливости — секунду назад набивал тележку памперсами и туалетной бумагой, а сейчас хрипло вливаешься в общий многоголосый хор.
Сейчас слышно много разговоров о закате Американской империи, конце США, культурных войнах. Напоминает смешную рекламу какой-то пирамиды из 90-х: там показывалась закрытая биржа с полов которой уборщица «баба Маня» выметала доллары: «замусорили все своими сраными бумажками!».
Вы для начала спойте в «Ашане», «Пятерочке», а хоть бы и «ВкусВилле» российский гимн. Не один, не так чтобы крутили пальцем у виска и снимали перфоманс на телефон. А так чтобы песня лилась из каждого рта: от полиаморных хумусоедок до мрачного мужика с георгиевской ленточкой на груди, от офисных до банковских, от молодых до старых.
Патриотизм — банален. Но в своей банальности он остается базисом здорового общества, набором простейших аксиом с которыми согласны 9/10 общества. Американцы могут спорить об ЛГБТ, налогах, здравоохранении, рвать глотки на тему коррупции и экологии, могут даже подраться — из-за Трампа или критической расовой теории.
Но потом в овощном кто-то возьмет высокую ноту и люди без стыда и стеснения, без мыслей о том, как их засмеет твитерская тусовка, начинают петь. Простую, понятную, доступную как глина под ногами песню. О том что твоя земля — земля для свободных, добрых, честных людей.
Людей, которые помогают своим соседям, приносят им еду, поздравляют с праздниками, помогают с детьми, выручают в трудную минуту. Людей не высоколобых, не утонченных, но держащих слово. Людей, которые строят дома на века, а бизнесы — на долгие годы. Людей для которых сограждане важнее сиюминутной прибыли.
Раньше так молились пуритане — скученно, набившись в дощатые молельные дома они приносили клятву кресту и самим себе, монолитом молитвы штурмуя райские пределы, затем возвращаясь каскадом небесного града, чтобы пробить путь своему племени к высотам Пакс Американа.
Это конечно все скучно, не пост- и не метамодерново, об этом сложно говорить не испытывая испанский стыд, ведь основный тип человека, который 30 лет доминирует в современной России, всегда держит фигу в кармане.
Он немного и то, и се, и это, он и за наших, и за ваших: делает всегда не то, что говорит, в последний момент соскакивает, слову своем хозяин — крутит им как хочет. На такого где залез, там и слезешь, а сам он без вазелина проскочит в любую щель.
Но жить с ним в одном обществе — невыносимо. Потому что его патриотизм фальшивый, казенный, такой же тухлый как забытая геями просрочка ВкусВилла. Чиновник этот, бизнесмен или просто ваш коллега по работе на самом деле нигилист. Он умеет ненавидеть каких-нибудь там хохлов или пидоров, но не вспомнит и двух строчек своего гимна.
Потому что настоящий патриотизм, в первую голову, про любовь. А любовь рождается из большой крепкой семьи, из чувства близости со своей малой родиной. Из понимания, что ты не один и что вокруг — все свои.
Реб Йесод