Есть распространенное мнение, что последовательное назначение Вайно и Кириенко в президентскую администрацию не столь случайно, как это кажется со стороны. Или же, что более вероятно, набор случайностей в конечном итоге сложился в замысел, выходящий за пределы выборов 2018 года.
Путин понимает, что идет на последний президентский срок и уже активно думает над тем как а) обеспечить минимально болезненно передачу власти и б) выстроить такую систему управления политическим процессами, которая не рухнет сразу же после его ухода. И именно поэтому ему понадобились люди, которые не только могут выполнять, пусть даже самоотверженно, до хруста в костях, конкретные поручения, но и способны предлагать новые модели и решения. За последние десять лет таких осталось в системе немного.
Это все немного отдает абсурдом: на протяжении первых трех (или четырех, кому как удобнее) путинских сроков и без того хилые политические институты последовательно уничтожались, а теперь, когда казалось бы, ручная система управления доведена до своего абсолюта, главный пилот этой системы понимает, что передавать штурвал в другие руки, как минимум, рискованно.
Нужно учесть, что Путин сам не знает и не понимает, какой должна быть система власти, чтобы успешно пережить финальный транзит. Какие институты нужны, а от каких можно отказаться за бессмысленностью (сегодня-то ведь можно отказаться вообще от всех)? Надо ли менять Конституцию? Президенту нужны обоснованные идеи и предложения.
И вот на этом выжженом интеллектуальном поле появляются «нооскопы» и «методологи» - люди, способные на рефлексию и обладающие концептуальным мышлением (его адекватность выводим за скобки).
Есть вероятность, что Путин представит новое видение российского политического устройства уже в 2018 году, с ним он и пойдет на выборы. Иначе не было никакой необходимости в спешке с заменами в администрации. Вряд ли кто-то полагает, что при Володине и Иванове у Путина возникли бы проблемы с переизбранием.