ПРАВО «ЧЕЛОВЕКА С МЕЧОМ»
В древности и в Средневековье действовало особое право «человека с мечом» (Кардини 1987; Маккенни 2004). По своему положению он был наделен правом убить любого человека более низкого статуса за любой проступок и даже по подозрению в дурных намерениях и, как правило, не нес за это никакой ответственности. Такое право существовало во всем мире со времен «военной демократии», наиболее полно было реализовано в рыцарском (самурайском) этосе и продержалось в обычаях Европы фактически до эпохи Просвещения, а на Востоке - до начала ХХ века. Исторически оно основывалось на том, что пока крестьяне пахали, аристократы пировали; но когда начиналась война, сражаться и умирать на поле боя шли именно аристократы, пока крестьяне отсиживались в кустах. Поэтому право «человека с мечом» считалось справедливым обычаем. Составной частью рыцарской идеологии и воинской этики считались отказ от недостойных их положения занятий и образа жизни.
Главным занятием рыцаря могло быть только военное дело. В число неприемлемых занятий входили земледелие и сельскохозяйственные работы, торговля, чрезмерное увлечение религией. Особенно это относится к земледелию. Так, например раджпуты считали, что ранить грудь Матери-земли плугом являлось непростительным преступлением. Дж. Тод отмечал: «Самый бедный раджпут наших дней сохраняет всю гордость своих предков - и часто это его единственное наследство; он презирает как недостойное его дело - браться за плуг или пользоваться копьем иначе, чем сидя верхом на коне». Д. Иббетсон указывал: «главное орудие кшатриев - воинского сословия - есть меч, и смена благородного занятия на более примитивное рассматривается как отречение от касты. Т. Веблен, в своей классической монографии «Теория праздного класса», называл четыре занятия, которые не наносили ущерба чести тех, кто стоял на вершине общественной лестницы: управление, религиозные функции, война и спорт, причем в средневековье любимым спортом рыцарей опять же была война.
Во времена знаменитого периода японской истории под названием СэнгОку среди самураев была негласная практика под названием ЦучигИри. Её буквальный перевод — "убийство у перекрестка". Суть этой традиции заключалась в том, что самурай, который обучался новой технике владения мечем, обязательно должен был применить её на деле. В качестве противника чаще всего выбирался не другой воин, а простой беспомощный крестьянин. В большинстве случаев атаки на людей происходили в ночное время. Если же самурай был пойман за этим занятием, он всегда мог оправдаться, сказав, что заниматься ЦучигИри- это его законное право. Эта страшная традиция существовала около 120 лет и была запрещена в 1602 году. Или другой пример тоже из мира феодальной Японии.
«КИри сют гомЕн» в культуре самураев означало право на удар за оскорбление. Если самурай считал, что кто-то с ним неподобающе обошелся, он имел право в туже секунду наказать обидчика. Атаковать можно было только сразу после оскорбления и только в присутствии хотя бы одного свидетеля. В таком случае считалось, что самурай прибегнул к самозащите. Однако применять КИри сют гомЕн можно было только по отношению к более низкому сословию. Попросту говоря, самураи поступали с крестьянами, как хотели и не несли за это никакой ответственности.