Андрей Перла о том, что завтра скажет Путин:
"На самом деле у Владимира Путина не так уж много вариантов того, что сказать гражданам. Очевидно, что он должен констатировать, что врачи молодцы, ученые молодцы, система справляется с эпидемией, мы победим. Очевидно, что он должен сообщить о продлении «режима самоизоляции» или карантина на какое-то время. Скорее всего, он не осмелится продлевать этот режим сразу на месяц и предложит подождать до середины мая, а там, авось, вожделенное «плато» и послабления. Все это не очень интересно, потому что и так понятно.
А вот что непонятно: будет ли президент анонсировать прямую финансовую помощь представителям наиболее пострадавших социальных групп, скажет ли, что сделанного для помощи экономике и людям уже достаточно, или анонсирует некие новые меры в адрес бизнеса, но не людям непосредственно.
На самом деле дискуссия – «мы против «вертолетных раздач» vs. «мы должны помочь людям и, таким образом, экономике» – главная дискуссия российской государственной политики в эти дни и месяцы. Это дискуссия, с одной стороны, о том, насколько все плохо, а, с другой – о том, что следует делать. Перезапускать экономику через большие проекты или через поддержание платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Или, в другой терминологии, спасать людей или спасать олигархов. Это противоположные друг другу установки, хотя, конечно, между ними можно найти компромисс.
Вторая развилка состоит в том, каких людей спасать. Только тех, кто работает «в белую», или в том числе и тех, кто оказался в «серой зоне». Пока «серую зону» государство вообще не видит, десятки миллионов людей, занятых в этой сфере, не получают от государства ничего в силу того, что не могут регистрироваться на бирже труда и платят лишь косвенные налоги.
Следует отметить, что организационных и финансовых возможностей у государства достаточно, какое бы решение ни принимал президент. Нет сомнений, что хватит ресурсов и обеспечить всех больных, и заставить граждан полицейскими мерами сидеть по домам, и раздать деньги. Причем в масштабах, способных удивить даже Европу.
Вопрос только в политической воле принимать решения. Пока эта воля была направлена только на одно: пересидеть, перетерпеть до момента, пока экономика перезапустится как-то сама. Мол, выйдем из карантина и вернемся в январь 2020 года. Но скоро должно наступить понимание, что так не получится, придется принимать кардинальные решения. Либо по Кейнсу, либо по Фридману. Либо социалистические по духу, либо монетаристские".