Мы живем в мире, где мэр уверен, что миллионы людей торчали взаперти два месяца и великое благо – начать их выпускать их наружу по запутанному и непонятному графику. В мире, где страненький американский миллиардер, выжимающий своих сотрудников как рабов, открывает своей стране ворота в космос, а глава отечественной космической отрасли может только весело переговариваться с ним в твиттере. В мире, где главным свойством патриотизма стало не умение критиковать любя, а рабское вылизывание хозяйской задницы.
Я все время повторяю «в мире», хотя это неправильно – миром был Советский Союз, Несовершенным, непростым, но вмещающим в себя бесконечные просторы застроенные новыми городами, заводами, вузами, НИИ, космодромами. А мы живем в стране, проедающей остатки этого наследия. В стране, где жалуются что при «совке» так плохо строили, что спустя 30-40 лет старым многоэтажкам вдруг понадобился ремонт. Где летают в космос на тех еще, слегка проапгрейженных, советских машинах, задуманных и воплощенных еще полвека назад.
В стране, некогда бывшей сердцем красного гиганта, который мог свернуть шею любому атланту. Но сейчас это сердце качает не ресурсы, оживлявшие 15 дланей многорукого советского Шивы, а текущие реками за рубеж нефть и газ от которых скользят да щелкают нолики на безликих офшорных счетах. Щелкают нолики, вальяжно рассуждают говорящие головы об «ОРЗ с минимальной смертностью», а их взрослые дети строят свое семейное счастье во Франции, США, Англии. Везде – но только не в России.
Больше всего на свете я люблю свою страну – здесь я сформировался, прочел первые книги, узнал почем фунт лиха. Здесь все мое скромные наследие – корни, уходящие во тьму через 3-4 поколения. Я видел и любил другие страны, но чаще всего это был «брак по расчету»: удовольствие от урванного кусочка комфортной жизни, уютных улочек, хорошего вина и голубого неба.
В моей России всегда серое небо и идет проливной дождь. Сама почва уже устала, слежалась, пролегла пролежнями, посерела и пожелтела словно кожа больного. Зато здесь есть поля, леса и даже болота, где дышится так свободно, что кажется – вдохнешь лишку и улетишь в небо как ракета Маска. Чего здесь почти нет – так это справедливости, гуманности, простой человеческой порядочности.
Презирая свое прошлое, у нас пытаются выстроить подобие пиночетовской Чили: с американским менеджментом, кипрскими регистрациями, британскими ВНЖ и плохо переведенными на русский карго-ценностями: что михалковским пересказом элементов западных теорий заговора, что либеральным нытьем о «тысяче лет рабства».Так не получится.
Пока мы не вернем себе веру в светлое не омраченное кредитами и бесконечными запретами, будущее – так и будем «гулять по графику» – мэрскому или биржевому, ненадолго подпрыгивая вверх и стремительно сползая вниз по кривой цен на нефть.
А как его вернуть? Да очень просто – открыть наконец кубышку, помочь каждому нуждающемуся, ввести строжайшее соблюдение ТК, дать гранты независимым ученым, инженерам, да и просто фантазерам. Пока еще у русских людей остается их главное оружие – безудержная фантазия. А она – сильнее всего на свете.
Не нефть приносит успех, а человек знающий как ее добыть, карандашом чертящий машины для ее выкачки, указывающий на карте верное место для их размещения. Не компьютеры приносят баснословную прибыль, а люди придумывающие программы, которые на них будут запускать сотни миллионы юзеров.
В конечном счете, все машины и проекты нашей цивилизации хранятся в нескольких светлых головах — вот это и есть истинное сокровище, которое нельзя купить, только вырастить и дать импульс, который преломляясь через душу мастера может превратиться в тоннель под океаном или сияющий ракетный след во мраке космоса.
#размышления
Реб Йесод