В прокате идет «Аллея кошмаров» — фильм Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна», «Багровый пик»), стилизованный под классический нуар 1940-х годов. О том, какой получилась новая работа одного из главных визионеров Голливуда, рассказывает Дима Соколов (@hegelianism).
@hegelianism).
Стэн Карлайл — бедный, но честолюбивый молодой человек, нашедший приют под крышей странствующего карнавала. Он быстро заводит дружбу с мадам Зиной — аферисткой, выдающей себя за медиума, — и учится у нее обманывать доверчивую публику. Познакомившись с Молли, еще одной участницей карнавала, Стэн влюбляется в нее, и пара уезжает в большой город. За несколько лет любовники создают успешный бизнес, на потеху публике устраивая сеансы ясновидения и вызова духов. Раз за разом обкатанная схема работает безупречно, и однажды парочка получает рискованное, но заманчивое предложение: очень богатый — и убитый горем — человек готов заплатить любые деньги, чтобы своими глазами увидеть покойную жену. Стэн и Молли начинают готовиться к главному шоу в своей жизни... но, как известно, даже идеально продуманный план может сорваться в самый неожиданный момент.
Сюжет «Аллеи кошмаров» основан на одноименном романе, впервые экранизированном в 1947 году. Прошлая версия справедливо считается классикой нуара, однако у дель Торо не было цели снять ремейк. Его фильм — это новая экранизация книги, а не переделка старого кино.
О литературном первоисточнике здесь напоминает многое: и нарочито медленный темп развития событий, и акцент на психологии героев вместо действия, и моралистический подтекст. Но дель Торо никогда не забывает о том, что кино — визуальное искусство, и умело дополняет многослойный сценарий превосходно стилизованной картинкой. Безупречные костюмы, приглушенные, но выразительные цвета, роскошные и красиво снятые локации — «Аллея кошмаров» смотрится как длинное любовное письмо, написанное для поклонников золотого века Голливуда.
У этой верности классическим стандартам нуара, однако, есть не только сильные стороны. Стремление к тщательной проработке персонажей ведет к затянутой экспозиции: основной сюжет начинает разворачиваться лишь во второй половине фильма, а сам трюк аферистов с вызовом «призрака» (и его последствия) так и вовсе укладываются в последние полчаса. При этом общий хронометраж фильма составляет больше двух часов, и каких-то значимых для героев событий за это время происходит немного.
«Аллея кошмаров» — фильм зрелищный, но его нельзя назвать динамичным: место погонь или перестрелок здесь занимают стильно оформленные сцены диалогов и психологические игры. Наконец, в основе своей фильм дель Торо — притча о человеческой жадности, история обманутого обманщика, поэтому хитроумных сценарных ходов и твистов здесь ждать не стоит.
Неудивительно, что новая работа дель Торо собрала множество теплых отзывов от критиков, но с грохотом провалилась в прокате: для многих зрителей, привыкших к обилию спецэффектов и бешеному темпу событий в современных блокбастерах, «Аллея кошмаров» может выглядеть как архаичная, пусть и красивая, безделушка. Но для тех, кто ценит медленное, затягивающее кино, наталкивающее на размышления о человеческих страстях и слабостях, «Аллея кошмаров» может стать отличным подарком.