Остап Бендер в Казахстане. 1.Вот, казалось бы, какая связь существует между Казахстаном и бессмертным Остапом Бендером. Да и есть ли она?..
Литерный поезд и его пассажиры:
🚂🕺
А началось все в Москве, столице нашей Советской Родины, где, на закате бурных 20-х годов прошлого века, Илья Ильф с Евгением Петровым зарабатывал и известность и пропитание с помощью литературы и иронии. Ирония в те годы стремительных перемен была особенно востребована. Хотя и небезопасна. "
Создавался заново разрушенный революцией быт. Вместо морали - ирония".
После триумфа "Двенадцати стульев" соавторы озаботились дальнейшей судьбой своего недобитого главного героя. Убить или не убить Остапа Бендера - решалось прозаически. Кидали монетку. Выпала - жизнь. Жизнь в новом романе - "Великий комбинатор" - именно так звучало первоначально название "Золотого теленка". Но работа, азартно начавшаяся, застопорилась и безвольно обвисла в самой середине процесса. У тех писателей, которые писали не для социальных сетей интернета, такое случалось. В такие кризисные моменты их обычно выручали какие-нибудь выходки (самая обычная - уход в запой) или неожиданные перемены деятельности. Ильф с Петровым выходки любили (но без заходов), однако предпочитали перемены. Ильф, к примеру, менял перо на объектив и начинал фотографировать… Петрова. Петров…
Вот тут-то и подвернулся случай. Случай в виде шального предложения - поехать в Казахстан, на смычку Туркестано-Сибирской магистрали, в составе большой журналистской делегации. Пишуще-снимающей братии набралось тогда на целый литерный поезд. 30 иностранных журналистов, освещавших событие, на многие десятилетия вперед поставили рекорд своей численности в Казахстане. Хотя, истины ради, надо заметить, что в поезде ехали не только журналисты и репортеры, но и многочисленные почетные гости. Были тут и "
металлисты из Ленинграда, и шахтеры с Украины, и руководитель делегации в белой рубашке с большой бухарской звездой," полученной за борьбу с эмиром. Среди пассажиров был, к примеру, и "вождь японской коммунистической партии" Сен Катаяма (неизвестно, правда, насколько японские трудящиеся знали своего вождя, который еще в 1921 году перебрался на ПМЖ в Москву, где, кстати, и нашел свое вечное пристанище - в Кремлевской стене, после смерти в 1933-м). И может быть, именно присутствие Сен Катаямы породило в романе следующие строчки:
"
Японский дипломат стоял в двух шагах от казаха. Оба молча смотрели друг на друга. У них были совершенно одинаковые чуть сплющенные лица, жесткие усы, желтая лакированная кожа и глаза, припухшие и неширокие. Они сошли бы за близнецов…".
…Многие, наверное, хоть раз в жизни видели кадры из великолепного документального фильма "Турксиб"
(он сам по себе достоин отдельного рассказа, см. ниже🔻), снятого непосредственно в годы строительства железной магистрали. Ну, если не весь фильм, то хотя бы отрывки. Широко используются кадры, где казахский джигит пытается на коне, а потом и бегом догнать уходящий поезд. Часто мелькает и пламенная речь тов. Рыскулова на смычке. "Турксиб", несмотря на яркий пропагандистский пафос, можно с полным основанием причислить к шедеврам документального кинематографа. Но мало кто помнит сегодня, что вместе с фильмом в 1930 году вышла и книжка, с таким же названием - печатный сборник строителей Турксиба с предисловием тов. Голощекина, известного партийного хозяина тогдашнего Казахстана. На обложке книжки был изображен одинокий верблюд у ж/д полотна. Как тут не вспомнить фрагмент Ильфо-Петровского очерка:
"
Наших фотографов часто упрекают в том, что кадр "Старое и новое" сам уже не нов, и что фото, изображающее верблюда, который нюхает турксибовский рельс, не что иное, как пошлость". 🐫🙄
Сама поездка литературной братии в литерном поезде тоже была продолжением большой агитационной программы, которая сопровождала строительство стального первенца первой пятилетки. Ну а то, что Ильф и Петров позже "привезли" сюда своих героев - Александра Ивановича Корейко и Остапа Ибрагимовича Бендера - это уже издержки агитационного процесса.🤷♂ #интересно