Size: a a a

2019 March 27
СССР
Пожар в спорткомплексе «Трудовые резервы» на ул. Калиновского. Город Минск. БССР. #фото 1985 года.
источник
СССР
"Будённый прибыл в Киев, 1932 год". СССР. #фото
источник
СССР
Советский военврач разговаривает с мирным жителем-немцем...

Германия, 1945 год.⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Автор #фото: Валерий Фаминский.
источник
СССР
myussr
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.
Отступление первое: Вернер фон Браун.

Попытка избежать ситуации, когда авиационный «лебедь», сухопутный «рак» и морская «щука» тянули в разные стороны «воз», на котором лежал проект первого американского спутника, была предпринята в 1955 г. Тогда уже упомянутый замминистра обороны Дональд Куарелс учредил комитет во главе с Гомером Стюартом — профессором физики из Калифорнийского технологического института. В задачу данного органа входило определить, какой из трех проектов ИСЗ является наилучшим. В августе 1955 г. голоса девяти членов комитета распределились так: шесть — за проект ВМС «Авангард», три — за представленный сухопутными войсками «Орбитер». Что касается спутника ВВС, он даже не рассматривался, поскольку под него не было носителя. Подчеркивая «плюсы» своего предложения, фон Браун, работавший под эгидой сухопутных войск, говорил: «Сравнивая наш проект с проектами, выдвинутыми ВВС и ВМС, необходимо отдавать себе отчет в том, что мы тщательно старались избежать использования техники, которая нуждалась еще в значительной разработке… У нас уже был носитель, который успешно прошел летные испытания…» То есть, как будет видно в дальнейшем, фон Браун исповедовал вполне «советский» подход к запуску Первого ИСЗ.

Решение комитета Стюарта имело довольно драматические последствия для судьбы спутника, предлагавшегося командой немецкого конструктора. Министр обороны отдал приказ сухопутным силам прекратить все работы по созданию ИСЗ и сконцентрироваться на разработке боевых ракет. Когда о распоряжении узнали те, кто проектировал «Орбитер», они не могли поверить в это. Их общее настроение можно выразить следующими словами: «В конце концов, мы хотели запустить американский, а не армейский, или хантсвиллский, спутник (город Хантсвилл, штат Алабама — место, где работала группа фон Брауна). Мы знали, что идем «ноздря в ноздрю» в «космической гонке» с Советами, и как трудно будет для команды «Авангард» выполнить свое обещание, с учетом тех абсолютно новых элементов конструкции, которые им предстоит создать, включая ракетный двигатель».

Однако фон Браун не потерял своего традиционного оптимизма. Он предложил продолжить работу над верхней ступенью носителя типа «Юпитер-С», который представлял из себя модифицированную ракету «Редстоун». Ступень эта разрабатывалась для испытания носового обтекателя «Юпитера». И вот когда придет время и их снова попросят подключиться к работам по ИСЗ (а фон Браун не сомневался, что это скоро произойдет), то они быстренько возьмут эту третью ступень, «посадят» на нее спутник, слегка модифицируют систему управления носителем и… готово дело! Первый рукотворный объект отправится на орбиту. #космос #интересно
Продолжение следует...
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.
Отступление первое: Вернер фон Браун.

Когда изучаешь историю создания предтечи всех прочих американских ИСЗ, порой отказываешься верить в правдоподобность событий, вокруг него разворачивавшихся. Так, американские военные были куда больше озабочены тем, чтобы соблюсти все приказы и инструкции, чем тем, чтобы первыми запустить в космос спутник. Классический пример: 20 сентября 1956 г. от земли оторвался двухступенчатый «Юпитер-С». Но это случилось лишь после того, как представитель Пентагона убедился — под носовым обтекателем не скрывается третья ступень, способная «невзначай» запуститься и вывести полезную нагрузку на круговую околоземную орбиту.

Надо отдать должное способности фон Брауна подчинить личные амбиции пользе дела: когда стало ясно, что ВМС не «вытягивают» свой «Авангард», он и его коллеги стали (причем неоднократно) предлагать морякам свою помощь. Более того, они даже соглашались с тем, чтобы проект по-прежнему назывался «Авангард» и считался военно-морским. Но ВМС ответили «нет».

Когда фон Браун узнал о запуске ИСЗ в СССР, то был чрезвычайно удручен — если б не организационные просчеты военного командования и политиков, его носитель вывел бы искусственный спутник на орбиту Земли за два года до советского. В качестве объяснения причин проигрыша Советам начального, «спутникового» этапа «космической гонки», он привел выдержку из доклада, написанного одним из американских участников Международного астронавтического конгресса в Барселоне. Конгресс этот открылся в день запуска первого советского ИСЗ. В докладе содержалось изложение беседы этого делегата с профессором Леонидом Седовым — советским участником конгресса и одним из «околоспутниковых» персонажей (о нем пойдет речь далее). Вот, что сказал Седов:

«Одно мы [в Советском Союзе] не могли понять: почему вы выбрали такой сложный, трудный и [не связанный с уже имевшимися у вас разработками] путь создания носителя для вашего спутника. Ведь вам же пришлось все проектировать с нуля! И потом, у него же нет потенциала для развития. Все, что вы надеетесь запустить — это небольшое устройство весом в 20 фунтов (9 кг)… Почему, ради всего святого, вы не взяли один из ваших мощных двигателей, которые к тому времени были уже многократно испытаны в полетах? Это было бы как раз то, что нужно для вашего спутникового проекта… Мы просто не могли понять, почему вы не выбрали этот простой и наиболее целесообразный подход… Мы в России рассматривали спутник как проект исключительной важности для нашей страны, не только с научной, но и с политической точки зрения, — развивая свою мысль, добавил Седов. — Для нас это была первостепенная национальная задача… [И чтобы ее успешно решить] мы старались по возможности избегать экспериментов с новыми разработками. Мы просто не могли понять, почему вы не сделали то же самое. Вы бы сейчас находились в отличном положении [для запуска ИСЗ]».

Обратим внимание на один момент: практически дав понять, что советский спутник стал «побочным продуктом» создания ракетно-ядерного щита СССР, профессор Седов, тем не менее, не признал этого факта, заявив, что ИСЗ был самостоятельной программой его страны. Комментируя слова Седова, фон Браун отметил: «Русские прочитали нам, американцам, бесплатную лекцию. Нам следует использовать ее с максимальной пользой для дела… Истинная трагедия [для США] победы спутника состоит в том, что данную ситуацию можно было предвидеть два года назад, когда была учреждена самостоятельная (в смысле — независимая от уже имевшейся военной ракетной техники) программа запуска американского сателлита». Однако, с присущим ему оптимизмом, фон Браун добавил: «Мы проиграли битву и, может быть, проиграем еще несколько [сражений], но пока мы не потерпели поражения в войне. Если мы только будем помнить, что запустить спутник от имени всей Америки куда важнее, чем под эгидой сухопутных, военно-морских или военно-воздушных сил, то скоро вновь будем в хорошей форме [для выведения на орбиту ИСЗ]». #космос #интересно
Продолжение следует...
источник
СССР
​​Очередная "марочная" история...

21 марта 1825 родился большой патриот России и пионер авиации - Александр Можайский. Его славный портрет мы уже встречали на марке серии «Деятели отечественной авиации», выпущенной в 1963 году в СССР. Сегодня вспомним другую миниатюру – из серии «Авиастроение» 1974 года. На ней детище Александра Федоровича - расчалочный моноплан с двумя паровыми двигателями в фюзеляже-лодке, установленном на колесном шасси, и тремя винтами. Не утихают споры о том, взлетел, в конце концов, или не взлетел первенец русской авиации во время испытаний под Петербургом в 1882 году. Одни твердят, что «воздухоплавательный снаряд» лететь не мог, другие утверждают, что аппарат взлетел, пролетел сто саженей и упал набок. Как бы там не было, за свой самолет Можайский боролся до конца: находясь в тисках у нужды, он продолжал заниматься изобретением. Пока не умер, так и не дождавшись сочувствия и поддержки Военного ведомства. Аэроплан Можайского где-то толи сгнил, толи сгорел, а вместе с ним и претензия России на заслуженное звание Родины авиации в мировой истории. При Сталине имя несправедливо забытого русского изобретателя было возвращено. Поэтому мы, советские люди, знаем точно: Можайский – создатель первого в мире самолета. Об этом пусть каждому напоминает советская почтовая марка 1975 года, выпущенная к 150-летию со дня рождения авиаконструктора... #филателия
источник
2019 March 28
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1976г.
источник
СССР
источник
СССР
Костяницын Василий Николаевич (1881–1940). «Колхозница». СССР. 1930-е годы. #живопись

Такие вещи, как правило рождают поток комментариев по делу, и около дела и совсем не по теме. Иногда это забавно, иногда грустно. Оно и понятно, вещь колоритная - каждый находит что сказать. Кто любит такое можете почитать на одной страничке в фб...
источник
СССР
​​Уверен, не многие знают, что у деда Щукаря из "Поднятой целины" был конкретный прообраз. Имя ему - Спиридон Выпряжкин.
В 1959 году Никита Хрущев решил навестить Михаила Шолохова в его станице "Вешенская". Случай редчайший. Не Магомет идет к горе, а она к нему. Чувствуете последствия прорыва "прокулацкого" писателя в Кремль - 1937?)
А Шолохов решил организовать Главе государства культурную программу и познакомить его с легендарным хохмачем Юга России - Спиридоном Выпряжкиным. Повод придумали. Спиридон рано утром идет на Дон, ловит стерлядь, супруга писателя варит уху, Хрущев нахваливает, Шолохов зовет рыбака - Щукаря - Выпряжкина. Все было здорово, но в ожидании Хрущева "дед Щукарь" малость перебрал и сын писателя его под ручку и со двора, от греха подальше. Как водится в таких случаях, по "закону подлости", у калитки они и столкнулись с тандемом Шолохов-Хрущев!

Писатель представляет героя Главе Государства.
- Ну, здравствуй, здравствуй, Спиридон Никифорович! Так вот ты какой, бравый, ефрейтор, - широко улыбаясь, Хрущев протянул руку.
- Здравия желаю Никита Сергеевич!
- Ну, как жизнь, казак?
- Жизня-то? Ды, какая же она таперича у нас с тобой, Никита Сергеевич, жизня!? Бывалоча, рыбалим в феврале на Островном, прижмет нуждишка, пойду ссать - лед насквозь прожигал! А теперича на мартовский снег ссу и тот не тает... Это по-твоему , жизня?
В долю секунды по лицу Михаила Шолохова пробежали все оттенки красного и белого цвета. Даже он не мог предположить такого...🤭
А Хрущев в это мгновение уже гнулся пополам, сгибаясь и буквально задыхаясь от хохота. Заразительный смех Хрущева переместился на всех остальных - охранников, Шолохова, свиту Премьера... 😂

В 1940 году в журнале " Октябрь" вышла статья М. Чарного "Бурные годы "Тихого Дона". Есть там такие слова:
"Читая Шолохова иногда кажется, что все казаки необычано остроумный и обладают талантом удивительно меткого, красочного и образного слова". А то! Вот у таких, как Спиридон Выпряжкин и находил Шолохов нужные слова и образы для своих произведений. #юмор #интересно #фото
источник
СССР
«Юный Сизиф с бочкой». СССР. Новокузнецк. 19.03.1985 #фото из архива Владимира Соколаева.
источник
СССР
На озере под поселком Краснодонский. 6 сентября 1959 года. Казахская ССР, Кустанайская обл., совхоз «Краснодонский». #фото из архива Валентина Хухлаева.
источник
СССР
ЗИС-101С Аремкуз - санитарный универсал с кузовом московского завода "Аремкуз" на базе лимузина ЗИС-101А. СССР. 1940 год. #фото #техника
источник
СССР
myussr
«Сибирский Голиаф» #арт grimm40. #стилизация
GAZ-20 project “Grand coupe”. #арт grimm40. #стилизация
источник
2019 March 29
СССР
myussr
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.
Отступление первое: Вернер фон Браун.

Когда изучаешь историю создания предтечи всех прочих американских ИСЗ, порой отказываешься верить в правдоподобность событий, вокруг него разворачивавшихся. Так, американские военные были куда больше озабочены тем, чтобы соблюсти все приказы и инструкции, чем тем, чтобы первыми запустить в космос спутник. Классический пример: 20 сентября 1956 г. от земли оторвался двухступенчатый «Юпитер-С». Но это случилось лишь после того, как представитель Пентагона убедился — под носовым обтекателем не скрывается третья ступень, способная «невзначай» запуститься и вывести полезную нагрузку на круговую околоземную орбиту.

Надо отдать должное способности фон Брауна подчинить личные амбиции пользе дела: когда стало ясно, что ВМС не «вытягивают» свой «Авангард», он и его коллеги стали (причем неоднократно) предлагать морякам свою помощь. Более того, они даже соглашались с тем, чтобы проект по-прежнему назывался «Авангард» и считался военно-морским. Но ВМС ответили «нет».

Когда фон Браун узнал о запуске ИСЗ в СССР, то был чрезвычайно удручен — если б не организационные просчеты военного командования и политиков, его носитель вывел бы искусственный спутник на орбиту Земли за два года до советского. В качестве объяснения причин проигрыша Советам начального, «спутникового» этапа «космической гонки», он привел выдержку из доклада, написанного одним из американских участников Международного астронавтического конгресса в Барселоне. Конгресс этот открылся в день запуска первого советского ИСЗ. В докладе содержалось изложение беседы этого делегата с профессором Леонидом Седовым — советским участником конгресса и одним из «околоспутниковых» персонажей (о нем пойдет речь далее). Вот, что сказал Седов:

«Одно мы [в Советском Союзе] не могли понять: почему вы выбрали такой сложный, трудный и [не связанный с уже имевшимися у вас разработками] путь создания носителя для вашего спутника. Ведь вам же пришлось все проектировать с нуля! И потом, у него же нет потенциала для развития. Все, что вы надеетесь запустить — это небольшое устройство весом в 20 фунтов (9 кг)… Почему, ради всего святого, вы не взяли один из ваших мощных двигателей, которые к тому времени были уже многократно испытаны в полетах? Это было бы как раз то, что нужно для вашего спутникового проекта… Мы просто не могли понять, почему вы не выбрали этот простой и наиболее целесообразный подход… Мы в России рассматривали спутник как проект исключительной важности для нашей страны, не только с научной, но и с политической точки зрения, — развивая свою мысль, добавил Седов. — Для нас это была первостепенная национальная задача… [И чтобы ее успешно решить] мы старались по возможности избегать экспериментов с новыми разработками. Мы просто не могли понять, почему вы не сделали то же самое. Вы бы сейчас находились в отличном положении [для запуска ИСЗ]».

Обратим внимание на один момент: практически дав понять, что советский спутник стал «побочным продуктом» создания ракетно-ядерного щита СССР, профессор Седов, тем не менее, не признал этого факта, заявив, что ИСЗ был самостоятельной программой его страны. Комментируя слова Седова, фон Браун отметил: «Русские прочитали нам, американцам, бесплатную лекцию. Нам следует использовать ее с максимальной пользой для дела… Истинная трагедия [для США] победы спутника состоит в том, что данную ситуацию можно было предвидеть два года назад, когда была учреждена самостоятельная (в смысле — независимая от уже имевшейся военной ракетной техники) программа запуска американского сателлита». Однако, с присущим ему оптимизмом, фон Браун добавил: «Мы проиграли битву и, может быть, проиграем еще несколько [сражений], но пока мы не потерпели поражения в войне. Если мы только будем помнить, что запустить спутник от имени всей Америки куда важнее, чем под эгидой сухопутных, военно-морских или военно-воздушных сил, то скоро вновь будем в хорошей форме [для выведения на орбиту ИСЗ]». #космос #интересно
Продолжение следует...
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.
Отступление первое: Вернер фон Браун.

Увереность фон Брауна в том, что, когда запуск в космос первого рукотворного объекта США станет общенациональной, поставленной выше амбиций отдельных лиц и организаций задачей, именно его команде поручат ее решить, оправдалась. Носитель «Юпитер-С» (известный еще под названием «Юно-1»), «выращенный» немецким конструктором из разработанного под его же руководством «Редстоуна», доставил 31 января 1958 г. первый американский автоматический аппарат «Эксплорер-1» в космос. Он весил 13,9 кг, или почти на 70 кг меньше первого советского ИСЗ (83,6 кг), запущенного на орбиту 4 октября 1957 г. Подобное соотношение масс двух аппаратов дало основание премьеру Хрущеву насмешливо сравнивать первый искусственный спутник США с апельсином, хотя по форме тот больше напоминал карандаш. Впоследствии с помощью «Редстоунов» было осуществлено два первых полета американских астронавтов: Алана Шеппарда в мае и Гаса Гриссома — в июле 1961 г. Оба полета были совершены по суборбитальной траектории и представляли собой подъем в корабле до высоты порядка 200 км, а после — практически отвесный спуск. Каждый из них длился около 15 мин. Отправить «звездоплавателей» США по круговой околоземной орбите, как это сделал «Восток» с кораблем Гагарина в апреле 1961 г., у «Редстоуна» просто не хватило бы мощи.

Эпилог же (более похожий на эпитафию) программы «Авангард» был такой. Спутник «Авангард-1» попробовали вывести на орбиту 6 декабря 1957 г., или примерно через два месяца после успешного запуска в СССР первого спутника. Попытка эта, как и следующая за ней — 5 февраля 1958 г., закончилась провалом. В первом случае носитель взорвался через две секунды после старта, а во втором — потерял управление на 57-й секунде полета. После этого ИСЗ «Авангард» приобрели в США созвучное российскому «спутник» насмешливое прозвище «флопник» — от английского слова «флоп» (flop), одновременно обозначающего провал и хлопок.

Успех улыбнулся программе «Авангард», начатой в марте 1955 г. (т. е. почти на 10 месяцев раньше выхода в Советском Союзе правительственного постановления, придавшего созданию спутника статус государственной задачи), лишь 17 марта 1958 г. В тот день одноименный носитель вывел на орбиту «Авангард-1» весом в один килограмм. Впрочем, американские ВМС могли и не спешить. К этому времени в космосе летали уже три спутника — два советских и один американский, запущенный командой фон Брауна за полтора месяца до «Авангарда-1». Вообще, РН типа «Авангард» оказался весьма ненадежной машиной. Из 11 запусков 8 закончились неудачей.

В 1960 г. фон Браун с командой переходят под юрисдикцию созданного в 1958 г. Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), или, проще говоря, американского космического агентства, и приобретают статус гражданских служащих. Вернер становится директором одной из крупнейших научно-исследовательских организаций нового ведомства — Центра космических полетов имени Маршалла, расположенного в Хантсвилле. В том же году в Белый дом приходит сорокатрехлетний Джон Кеннеди — самый молодой президент за всю историю США, который принимает вызов, брошенный Советским Союзом в области освоения космоса Соединенным Штатам. 25 мая 1961 г. он ставит перед нацией задачу — до конца 1960-х годов осуществить высадку американца на Луне и его благополучное возвращение на Землю (программа «Аполлон»). Задача разработки сверхтяжелого носителя поручается фон Брауну, с которой тот успешно справляется. Представители семейства ракет-носителей типа «Сатурн», начиная с самого «маленького» — «1» и заканчивая самым мощным — «5», стартовали в космос в общей сложности 32 раза; 15 раз — с экипажами, а шесть «пятерок» доставили на Луну в 1969-1972 гг. 12 астронавтов. При этом ни на одном из носителей не было сколько-нибудь серьезного отказа. #космос #интересно
Продолжение следует...
источник
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1976г.
источник
СССР
источник
СССР
Торлопов Станислав. «С Большой земли». СССР. 1974 год. #живопись

А это - феерия северного неба. Опять же - со смыслом, а не просто так искусство-ради-искусства...
источник
СССР
Мастер простых решений.
Про Илюшина и его самолеты...
Ищи ✈️ на @ikar_i_nebo
источник
СССР
myussr
Чернобыль – драматическая история ядерной аварии 1986 года - одной из самых больших техногенных катастроф в истории - и жертв, принесенных для спасения Европы от катастрофы. Премьера минисериала в мае этого года.
Занятно, советологи СССР изучали, масскульт заокеанский СССР эксплуатирует и осмысливает, а мы все десоветизацией занимаемся... #кино
А вот и первый полноценный трейлер мини-сериала «Чернобыль» от HBO. Пока что все выглядит мощно: картинка мрачная, атмосфера гнетущая, колорит соответствующий. Продолжаем надеяться на достойную историю о техногенной катастрофе, произошедшей 26 апреля 1986 года. #видео
https://youtu.be/s9APLXM9Ei8
источник
СССР
Как узнать и запомнить названия спутников Марса?

Вспомнился советский ещё комикс про "веселых человечиков", см.🔻. Сделан, как по мне, он получше, чем большинство отечественных современных поделок. И информации в развлекательной форме ребенку дает прилично. И ролевые модели предлагает правильные.

Из комикса ребенок узнает что:

- Марс далеко; в полёт нужно брать много еды и воды; растения выделяют кислород;

- в стране идет перестройка;

- на планету спускаются только посадочные модули; у Марса есть атмосфера с плотными слоями; на технике следует оставлять вахту;

- у Марса 2 луны, их названия и что они означают; на Марсе есть страшные пыльные бури;

- в критической ситуации нужно сохранять хладнокровие; Робота можно хакнуть;

- Незнайка - идиот, как и любой другой исследователь, в одиночку отправляющийся в поход никому не сказав; На Марсе есть 20-ти км вулканы (на Земле гор такой высоты нет); Незнайка - идиот, но не предатель; ИИ с глазами вместо сосков вооружен огнестрельным топором; найдя джинна первым, желайте не вундервафлю для решающей битвы, а тотального экстерминатуса противника.

И все это в расчете на детей от 4 до 10 лет.

P.S. Считаю, что если бы Маргадон был вменяемых размеров - Ушастик бы давно раскололся... #пресса #интересно
источник