
За 30 лет ВВП Казахстана вырос в 190 раз — до $190 млрд в 2021 году. Товарооборот увеличился с $1,5 млрд до $100 млрд, а международные резервы — с $711 млн до $90,9 млрд. Главные торговые партнеры — Россия и Китай. Казахстан считается мировым лидером по продаже урана, в крупных объемах экспортирует медную руду, железо и сталь. Однако его экономика слабо диверсифицирована, около половины всего экспорта страны приходится на сырую нефть. И катализатором кризиса стали цены на топливо на внутреннем рынке.
Несколько лет назад власти объявили о планах «отпустить» цены на сжиженный нефтяной газ — популярное топливо для автомобилей, которое за счет госсубсидий в Казахстане было одним из самых дешевых в мире. Из-за низкой цены у местных компаний не было стимула инвестировать в добычу и разработку месторождений, а это грозило дефицитом топлива. Поэтому правительство решило ввести рыночное ценообразование и продавать сжиженный газ через биржу. В первый день нового 2022 года жители Мангистауской области обнаружили, что цены на топливо выросли в два раза — с 60 до 120 тенге ($0,28) за литр, и вышли на улицы.
Конечно, это не единственный фактор. У России и Казахстана, например, ВВП на душу населения отличается незначительно, однако российский МРОТ в 2021 году был почти в 2 раза выше казахстанского. За относительно неплохими макроэкономическими показателями прячется региональное неравенство: области, где нет добычи сырья, живут в бедности. Сегодня власти страны объявили о «заморозке» цен на топливо, сделав шаг навстречу протестующим. Только вот поможет ли это остановить начавшийся шторм?