Patria familias
Принципы самопринадлежности и неагресии существуют и работают очень давно. Но не для всех.
С момента, когда римляне описали их, эти правовые институты изменились мало. Наибольшим трансформациям подверглись критерии правоспособности, обладание которой и делает возможным применение этих принципов.
Римское право делит правоспособность на три составляющих:
1) status libertatis — состояние свободы;
Статусы могли быть:
— Свободнорождённый
— Вольноотпущенный
— Колон (крепостной)
— Раб (строго говоря, не человек, а «орудие одарённое речью»)
2) status civitas — состояние гражданства;
Например:
— Квирит (гражданин Рима)
— Латин («сосед Рима»)
— Перегрин («понаехавший» и «понаостававшийся»)
3) status familie — семейное состояние.
Тут тоже несколько вариантов:
— Отец семейства
— Все остальные под властью отца
— Попечитель/опекун над вольноотпущенником, недееспособным и т.д.
Высшей правоспособностью обладали белые, цисгендерные... квириты «Pater familias» — свободные(1) граждане Рима(2), которые стояли во главе семьи(3). Для них работали принципы самопринадлежности и неагрессии, но не для остальных.
Чтобы быть по-настоящему свободным нужно было:
— родиться мужчиной от свободной матери/получить вольную/дождаться соответствующего акта;
— быть гражданином Рима;
— дожив до определённого возраста, сохранив дееспособность и не прослыв расточителем, освободиться от власти отца/опекуна/патрона/землевладельца.
Но шло время, чтобы расширить налогооблагаемую базу и увеличить количество военнообязанных, к квиритам стали приравнивать латинов и перегринов. С переменным успехом боролись за права колоны и рабы. Не полностью, но значительно расширилась правоспособность женщин и детей.
Затем протестанты, Руссо, Локк и другие, продолжая теорию естественного происхождения прав, ускорили мощнейшую экспансию негативных прав и свобод.
Возрождение Римского pater familias в современных реалиях уже немыслимо, и его нельзя назвать иначе как пропагандой антиутопии (неплохо описанной в «Рассказе служанки»).
Pater familias умер.
Умер ли...?
Желание формального равенства трансформируется левыми в понятие равенства социального. Требование равной свободы заменяется требованием равного угнетения (можно поугнетать дополнительно, за грехи Отцов).
На смену Отцам по праву, приходят Отцы по должности — президенты/вожди/лидеры/помазанники божьи. Только они полностью себе принадлежат, только они защищены от агрессии, и только они — полностью свободны.
Для них все будут равны. А именно — равны нулю.
Главное, чтобы рабы и другие рабовладельцы не сильно бузотёрили. Поэтому с некоторыми видами «специфической» собственности (трудящимися, инвалидами, теми же женщинами и детьми) обращаться будут аккуратно.
Да здравствует pater familias!