В учебниках логопедии нет сенсомоторной алалии.
И с сенсорной как-то всё размазано.
Алалия в принципе говорит только об одном аспекте развития: языке и речи. По факту почти всегда есть коморбидность.
При всех алалиях (МА, СА) нарушено формирование языковой системы. Но в основе нарушения разные механизмы. И вот тут снова теории:
в основе МА лежит артикуляторная диспраксия. Но, пока ребенок не вышел на уровень слов, фраз мы не поймем будет ли там нарушение грамматики, т.е. приведет ли это к нарушению всей системы. Если нет, значит, мы не можем говорить и об алалии как системном недоразвитии языка и речи (всех компонентов).
Но! Заключения "артикуляторная диспраксия" в учебниках по логопедии тоже нет.
С сенсорной то же самое. В основе лежит нарушение слухового восприятия, распознавания звуков, слогов, слов, которое приводит к нарушению формирования языковой системы. Но! Изолированно расстройство встречается редко, реже, чем МА. Нарушения понимания могут встречаться при множестве других расстройств. Поэтому так сложна ранняя диагностика.
Психиатры всегда отрицали СА.
В среде логопедов сейчас тоже больше вопросов, чем ответов. В одном Лынская права точно: классификации требуют пересмотра, т.к. не удовлетворяют современным требованиям.