Почему День России так и не прижился в качестве праздника?
Сегодня отмечается День России. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, но значительная часть россиян не помнит или не отмечает эту дату (а часто всё вместе). Какое значение этот праздник имеет для современной России и почему внимание на независимости и суверенитете 12 июня не концентрируется? Об этом в интервью «Новой искренности» рассказал первый вице-президент Центра политических технологий, автор канала
Bunin&CO Алексей Макаркин.
Какое значение имеет праздник 12 июня для современной России?
Для большинства россиян – это дополнительный выходной день. Возможность задержаться на даче на день дольше. Лето – днем на грядках, вечером – шашлычок под коньячок (разного качества, в зависимости от возможностей). Только что исследовательская группа ЦИРКОН провела исследование, согласно которому праздник 12 июня отмечают всего 47% россиян (для сравнения: День Победы – 93%, 8 марта – 90%, 23 февраля – 84%). Да и то, как представляется, эта цифра завышена, так как часть респондентов исходят из того, что от них хотят услышать более «патриотичные» ответы – и стремятся соответствовать политкорректности, как они ее понимают.
Насколько обоснованно отмечать годовщину независимости именно в этот день?
12 июня – это не день независимости, а день России. На независимости внимание не концентрируется, потому что возникает вопрос – а независимость от того? Современная Россия воспринимает себя как продолжательница и Российской империи, и СССР. Упоминание о «преемственности развития российского государства» в прошлом году вошло в российскую Конституцию. Не концентрируется внимание и на событии, с которым праздник связан – принятие Декларации о государственном суверенитете России. Тем более, что голосовавшие за нее депутаты в основном исходили из того, что Киев и Минск, Закавказье и Средняя Азия никуда не денутся, а Прибалтика если и уйдет, то недалеко, сохранив союзнические отношения. Потом было сильное разочарование, способствовавшее отторжению этого праздника значительной частью старшего поколения. Молодежь настроена куда более спокойно, но она меньше осведомлена о том, что это за день. И события 1990 года для нее – уже глубокая история, причем, в отличие от 9 мая, воспринимаемая отстраненно.
Почему до сих пор лишь малая часть россиян знает, что произошло 12 июня 1990 года?
Во-первых, потому что не видно позитива – напротив, события 12 июня для многих связаны с распадом СССР, утратой былого величия и др. А, во-вторых, даже те, кто не ностальгирует по Союзу, не воспринимают этот праздник как «свой», эмоционально окрашенный. Это просто какой-то официальный день, и всё. Обратимся к тому же исследованию ЦИРКОН. День народного единства (4 ноября) отмечает еще меньше респондентов – 38%. А с ним не связано ни распада СССР, ни спорной фигуры Бориса Ельцина – напротив, победа над поляками, окончание Смуты, положительные образы Минина и Пожарского из школьного учебника. А не трогает при этом, нет сильного чувства – потому что восприятие тоже носит отстраненный характер.