Про Пепперштейна никогда не угадаешь, насколько всерьёз он настроен в некоторых своих на первый взгляд ироничных и эпатажных заявлениях.
Но что ни одно из них не является абсолютной, стопроцентной шуточкой, в этом можно совершенно не сомневаться.
Классический пример, «Мифогенная любовь каст», на первый, неискушенный взгляд, по сути своей —сказочный психоделический балаган, крайне остроумный и прямо-таки уморительный.
Но в действительности, произведение очень глубокое и крайне серьёзное. И чем оно окажется для каждого читателя - зависит только от читателя. От его настроения и восприимчивости. Никакой специальной интеллектуальной подготовки при этом не требуется: сказки же, игра на архетипах.
А про «Военные рассказы», например, и говорить нечего. Местами может быть и забавно, но ничего смешного, очень осмысленная книга.
Так что прекрасная идея Пепперштейна слать художника на три злых буквы и ничего ему не разрешать - в ней есть пара важных нюансов. В интервью они ясно обозначены.
Первое. «А вот у вас тут на выставке Ленин в гробу с голой женщиной лежит, если коммунисты придут и возмутятся, тогда уберёте инсталляцию? - Разумеется, уберу!»
Зная Пепперштейна, просто представим, какой блистательный из ликвидации этой инсталляции получится перформанс. Интерактивность в современном искусстве тренд очень модный, и что же это такое, если не она.
Не только обычные зрители, но даже и агрессивные хулители для Пепперштейна легко становятся соавторами его творческого процесса. Даже если они заряжены на чистое отрицание.
А Пепперштейн продолжает! Тот самый нюанс номер два.
«Я наверное чего-то не понял, раз такая плохая инсталляция получилась - отлично, долой ее - а какой она должна быть, вы скажите, что вам надо!»
Дальнейшее развитие дискуссии пусть каждый представит самостоятельно, насколько хватит фантазии. Но дискуссия эта будут такие, что тушите свет. Восторг и обожание.
Однако, какие уж тут шутки: посыл Пепперштейна, что самодостаточным творческим актом может быть не только сопротивление цензуре, но и подчинение, и содействие ей - он хоть и сильно отличается от общепринятого в культурной среде мнения, но назвать его бесспорно ошибочным, ложным, «карнавальным» тоже язык не поворачивается.
В конце концов, настоящего мастера отличает умение составить слово «вечность» из любых букв, даже совершенно для этого не подходящих.
https://t.me/moyzakon/427