Size: a a a

Нормально делай, нормально будет

2020 April 25
Нормально делай, нормально будет
#развитие_продукта #fail #english
2-летняя борьба за повышение retention.
MagicLabs создает дейтинговые приложения (Badoo и другие).
Миссия компании — We build relationships.
Успех бизнеса в компании — рост трех метрик: Revenue, Profit и MAU.

Цель — рост MAU. Acquiring/ Re-engagement работают хорошо, значит растим Retention в 4 фазы:

👶 Early aha-moments
Начало воронки: Установка —> создание профиля —> добавление фото —> поиск матча. Какие есть барьеры?
🔹Retention выше, если >1 фото в профиль. Стали активнее просить больше фото — Retention вырос.
🔹Retention выше, если есть матч в первые 24 часа. Улучшили онбординг (активнее просим информацию для матча) и алгоритм (чтоб чаще матчил новых). Day-1 Retention подрос, чуть сдвинулось MAU.
Итог: Day-1 Retention подрос, MAU — незначительно. Вывод команды: Retention is a key KPI for us! It is the goal!

👦First Week
Пошли дальше по новым:
🔸Больше заполнен профайл — больше Retention -> улучшили флоу заполнения профиля
🔸Сегменты пользователей: одни получали 10+ матчей за 7 дней, другие — 0! -> оптимизировали алгоритм, чтобы больше юзеров получали матч в 1-ю неделю
🔸Изучили набор коммуникаций, чтобы пользователь прожил первую неделю -> настроили крутые CRM-цепочки
Итог: аналогичен, плюс вопросы инвесторов об увеличивающейся разнице между Day-1 и Longterm Retention

🧑Expancion
Юзер вложил время, заполнил свой профиль, и теперь ждет ценность (в виде свиданий).
👉Гипотеза — если пользователь получит эту ценность, то останется в приложении.
⚠️Дейтинг-приложение не может знать, прошло ли свидание. Создали прокси-метрику: «хорошие чаты» (более 10-ти сообщений между пользователями вскоре после матча).
❓Как увеличить число «хороших чатов» для пользователя? Добавили эмодзи, видео, музыку, гифки — послать для начала разговора. Успех, число «хороших чатов» на пользователя росло.
❗️Кстати, настроить алгоритм матчинга, чтобы он увеличивал шанс матча с «хорошим чатом», не удалось. Общаться или нет после матча — это уже к самим пользователям.
Итог: mau+, Day-1 и Day-7 Retention подрос, MAU тоже, Longterm Retention наконец-то немного меняется.

👨‍👨‍👦‍👦👩‍👩‍👦‍👦Forgotten Masses
Внезапно, новые юзеры — малая часть всех юзеров. Старые ведь тоже уходили. После 12+ лет активности — а команда и знать не знала, почему.
И не все так просто с Retention в дейтинг-сервисе. 5+ млн ежегодно уходили, потому что… наконец-то вступали в отношения. Растить Retention этих пользователей шло бы в разрез с миссией компании ‘We build relationships’.

Так нашли ‘Good Churn’ в отличие от  ‘Bad Churn’ (уход пользователей из-за ненадежности хранения данных, высокой цены или активности конкурентов).

Приятно, когда продукт делает свою работу. Однако, продуктовой команде предстоял серьезный разговор со стейкхолдерами, которых почти 2 года убеждали, что Retention is the key. И новый «подход к снаряду» — цели растить MAU— но так в общем-то всегда и происходит.

Источник: Apple podcast, 25 минут, английский язык
источник
2020 April 28
Нормально делай, нормально будет
#личное #запуск_продукта
Недавно я перестала работать по найму, чтобы развивать свои проекты.

Мы с мужем 6+ лет занимаемся исследованием переговоров. Ведем клуб переговоров для продактов, читаем авторские курсы компаниям и в НИУ ВШЭ.

Навыки для конкретных профессий устаревают быстро, навыки для развития личности не устаревают совсем.

Мы изучили 2000++ кейсов и на их основе разработали симулятор. В нем вы в игровой форме проживете множество ситуаций, научитесь разрешать рабочие и бытовые конфликты, противодействовать манипуляциям, отстаивать собственные границы и управлять переговорами.

Для моих подписчиков будет действовать промокод normalno_delaj на 3 тысячи рублей (стоимость курса —15 000). Это ранний доступ: блоки будут добавляться, а доплачивать ничего не придется.

У симулятора есть бесплатная глава, в которой вы познакомитесь с героями и поймете, насколько комфортен для вас такой формат.

Промокод действует до 31.05 — дальше цены будут повышаться.

Ссылка: tgclick.click/kR6bRkyi
источник
2020 May 02
Нормально делай, нормально будет
#развитие_продукта #фейл
Как в Onesoil чинили фичу, которая не сломана.
Onesoil — бесплатная платформа для точного земледелия. Фермеры смотрят в системе за своими полями и могут оперативно реагировать на изменения. Смотрят они раз в 2-3 дня, следят за тем, чтобы не появилось вредителей, нужно ли добавить удобрение и так далее.
Каждые 3-5 дней с 9 до 11 утра спутник летает над полями и фотографирует изменения, которые и попадают в платформу.

💢Пользователям стало казаться, что обновление фото не работает. В поддержку, в сторы (google store, app store) стали писать: «У других снимки обновляются, а у нас — нет!»

Возникли 2 гипотезы:
⚠️что-то поломалось в продукте (не показываем снимки, которые у нас есть)
⚠️что-то с восприятием фичи (работает, но пользователям непонятно как)

Проверили продукт — все работает. Снимки не обновлялись только из-за пасмурная погоды: облака не дают проанализировать состояние полей.

🔹Рассказали в рассылке/саппорте, что информация по полям не обновляется, когда пасмурно.
➡️ Запросов уменьшилось, но незначительно.

🔹Сделали в продукте иконку, которая предупреждала: из-за облачности нет новых снимков.
➡️ Выдохнули: 0 писем в саппорт про облака.

💢Прошел месяц, и пользователи снова начали писать с жалобами: «Вчера было солнечно, а снимков все еще нет!».

Оказалось, что пользователи переоценивают то, как часто спутник фотографирует поле. Жаловались, что при солнечной погоде нет снимков, даже если солнечная погода была вечером на 1 час, и спутник ее конечно же не застал.

Пользователи не очень подкованы технически и в общем-то и не должны разбираться во всех деталях. Поэтому сейчас OneSoil работает в следующих направлениях:
🔹с помощью алгоритмов пытаются уменьшить влияние облаков и разобраться в снимке, даже если была некоторая облачность
🔹пробуют выйти на поставщиков других снимков — ведь спутник не принадлежит OneSoil, и они не могут запускать его летать чаще.

Эта история дала неожиданное знание о пользователях приложения. Если раньше в команде считали, что это — приложение для фермеров, то во время активного общения с недовольными пользователями о необновляющихся снимках они нашли новые группы пользователей:
💰кладоискатели пользуются снимками, чтоб проверить, можно ли поехать в поле искать клад
📷фотографы проверяют где есть красивые фотогеничные растения
✈️пилотам частных самолетов важно, какие поля в зоне полета, смогут ли они совершить посадку или поле уже распахано.
🐝пчеловодам важно знать, какие культуры где растут, чтобы поставить свои ульи рядом.

С одной стороны, это интересные потенциальные группы пользователей. С другой, не всегда их цели совпадают с целями основной аудитории: фермеры не рады кладоискателям и садящимся самолетам на их полях.

Поэтому сейчас команда только думает над тем, что интересного можно сделать для этих групп, и скорее всего это будут отдельные и новые продукты.

Источник, видео 15 минут: https://www.youtube.com/watch?v=p3A20H6cwJc
источник
2020 May 08
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта #карантин_с_пользой #маркетинг
Как запускали продукт для приоритизации беклога Ducalis.

Раньше компания создавала продукты для ивент-индустрии. В Jira был бесконечный список идей, а взгляд на то, что важно, у каждой команды был свой.

Пробовали разные инструменты для приоритизации, в итоге остановились на гибриде критериев RICE и AARRR, где каждому назначили свой коэффициент веса.

Сначала быстро сделали связку Google Таблиц, Automate.io и Jira Cloud. Это проработало пару месяцев, после чего развалилось: Google таблица заросла старыми задачами, появились ошибки синхронизации, понимать контекст задачи и синхронизироваться стало сложно.

Разработчики предложили написать свое решение. Его делали в свободное время, и через пару месяцев появилась первая версия, с самым важным (ни на что другое ресурса не было):
быстрый интерфейс, удобные уведомления в Slack, контекст задачи, нужные подсказки про критерии и формулы. Продукт идеально решал внутреннюю проблему.

На выставление оценок стало уходить по 15 минут в неделю, а беклог стали разбирать каждую неделю.

Когда ивент-индустрия впала в кому из-за коронавируса, пришла мысль:
«подать Дукалиса, как инструмент для удаленных команд».

Написали статью и проверить, будет ли хотя бы 5 емейлов — тогда можно уделить больше внимания продукту и его продвигать.

Собрали лендинг. С Google формой для регистрации, так как авторизации для внешнего мира в сервисе еще не было. Сделали статью на Медиуме, в Фейсбуке,  на vc.ru.

За первую неделю пришло 160 заявок от компаний, заинтересованных в продукте, десятки восторженных отзывов. Продукт начали рекомендовать друг другу проджект/продакт менеджеры и scrum-мастера, появилось несколько публикаций в agile-телеграмм каналах.

Внезапно компания перешла из предсмертного состояния в фазу супер активного роста.

Главные задачи сейчас:
👂слушать истории и боли клиентов по приоритизации задач -> глубоко понять клиентов, выделить правильные сегменты рынка.
🍒выбрать перспективные сегменты, решить, что можно для них сделать, сколько клиенты готовы платить.
🔎подробнее изучать корпоративный сегмент, дорабатывать безопасность, контроль доступов, шифрование и т.п.

И держать в фокусе факторы, которые выработали после опыта решения задач в Google таблицах, ведь они важны для многих команд:
⚡️Скорость: Jira очень медленная, и это добавочная ценность.
💫 Retention: сейчас уведомления только в Slack, при этом это важный способ возвращения пользователей.
👨‍👩‍👧 Collaboration: ключевая задача инструмента — дать общую картину всей команде, синхронизироваться, запустить важные дискуссии в правильный момент (до начала разработки).
💁‍♀️Self-Service: сделать интуитивно понятный интерфейс, дописать справку, подсказать как и что лучше настроить, какие критерии выбрать.

🧐 А вы думали выйти на рынок с внутренним продуктом?

Статья, 25-30 минут чтения: https://gopractice.ru/backlog-prioritisation-ducalis/
источник
2020 May 18
Нормально делай, нормально будет
#процессы #команда
Как малоизвестной компании собрать сильную команду

YCLIENTS
- это функциональная облачная CRM система для управления бизнесом сферы услуг. Малоизвестной компании удалось собрать сильную команду, с очень хорошим опытом работы в больших компаниях.
Ключ — в особенностях процесса найма, про которые пойдет речь.

📄 1. Составили «вкусное описание вакансии»
🔹Условия и ресурсы для интересной работы.
🔹Вдохновляющая миссия
— как продукт влияет на всю компанию целиком? какой вклад продакт в успех всей компании?
🔹Понятные формулировки
— без воды и хайповых слов
🔹Предельная открытость — чем больше подробностей работы, тем лучше

🙍‍♂️🙍‍♂️2. Лично пообщались с будущими сотрудниками.
Кандидатам пишет сам CPO. Они чувствует свою важность, и ему становится гораздо интереснее ответить на вакансию.

🎤3. Провели интервью с кандидатам.
🔸Этика прежде всего — относимся с уважением ко всем кандидатам
🔸Интервью должно быть ценным, даже если кандидат не подошел — даем рекомендации, что стоит улучшить
🔸Не упускаем сильного кандидата — выделяем много времени на интервью
🔸Даем кейсы, на которых и кандидату и нам очевидны его слабые стороны.
🔸Отказываем вежливо —
хорошие отказы создают сарафанное радио
🔸 Экономим время: убрали пропуска для прохода в офис, кандидат не сидит один в переговорке, CPO его там уже ждет.

🎨4. Порисовали на собеседовании
У
кандидата на интервью стресс, и он плохо запоминает, как устроен ваш бизнес. Рисуем схемы — взаимосвязи с сотрудниками, чем именно будет заниматься кандидат в вашей компании и т.д.
Так кандидат запоминает все намного лучше и понимает, что в компании порядок.

🎯5. Выслали оффер.
У сильного кандидата много предложений от других компаний. Поэтому мы стараемся быстрее заинтересовать этого кандидата и выслать оффер. Иногда пропускаем даже этап тестового задания.

За 5 месяцев в команду собрали:
- Руководитель аналитики (Ozon, tutu)
- Аналитик (Rubbles)
- Руководитель дизайна (Яндекс, Авито, Anna Money, Альфа-Банк)
- 2 дизайнера (Яндекс, Сбербанк, Биглион)
- 3 продакта (Нетология, Habr, LinguaLeo, Мой Офис)
- Ux - исследователь (Яндекс)
Большинство сотрудников имеют опыт работы с компаниями мирового уровня.

Источник — видео, 20 минут: https://youtu.be/CGcWWGQ5_b0
А кто из вас готов пойти в неизвестную компанию из крупной, увидев такую вакансию?
👽 — готов попробовать неизвестное
🤖— не горю желанием
источник
2020 May 25
Нормально делай, нормально будет
#маркетинг #запуск_продукта
Основатель Botan investment о том, как они создали сервис, который купила за $150 млн. компания Snapchat (он лег в основу масок Snapchat).

Компания AI Factory, где создали сервис — третья компания Виктора Шабурова. Первые две компании, SPB Software и Handster, он продал в 2011 Яндексу и Opera соответственно.

Основной успех Виктор относит на верную PR/Sales стратегию еще до запуска.
Продукт по трекингу лица был разработан командой студентов на конкурсе, который спонсировала компания. В дальнейшем в компании помогали продвигать этот продукт следующим образом:

PR до готовности продукта
🎬Про продукт, которого еще не было, сняли видео и выложили на Kickstarter. Это было сделано не для того, чтобы поднять инвестиции, а как способ сделать пиар-компанию новому продукту. Компания была готова самостоятельно вложить деньги через кикстартер, чтобы собрать «необходимую сумму», и заработать на этом нужные очки пиара.
🤫 Перед запуском конкурса на Kickstarter сделали утечку о выходе классного продукта. Журналисты любят эксклюзивную информацию, и когда в C-net «слили» данные о новом продукте, вышла очень полезная для компании статья и распалила интерес публики.
📈На Kickstarter собрали 150% нужной суммы. Это растрезвонила волна публикаций, запущенная самой же компанией. Понадобилось только организовать первую публикацию в очень крупном издании — Techcrunch, и другие издания уже подхватили ту же тенденцию. Это закончилось тем, что CNN самостоятельно решили сделать видео про продукт, сыгравший не последнюю роль в получении огромного количества клиентов еще до выхода продукта.

Sales до готовности продукта
🏃‍♂️Команда продаж начала работать где-то за 6 месяцев до предполагаемой готовности продукта, так как цикл продаж — очень долгий. Технологию трекинга лица лицензировали «всем подряд» еще до того, как был запущен продукт на kickstarter. Ее покупали мобильные операторы, автомобильные компании — Мазда, например, купила технологию трекинга лица, чтобы распознавать усталость на лицах водителей.
💰В итоге, когда было снято то видео каналом CNN, оно за неделю принесло заказов на $6 млн.

Продукта все еще не было, но сделок уже закрыли на $6млн, и ни разу не поднимали деньги раундами инвестиций.

PR и Sales после запуска
🚀В итоге, когда запустился продукт, он вошел в топ приложений по 5 странам. Vogue увидел так много использований фильтров селебрити, что сделал продукт приложением года. Именно Vogue, как считают основатели, принес им сделку со Snapchat.
🌮Использовали продукт в рекламных кампаниях. Например, во время супербола (крупнейшее спортивное и рекламное событие года в Америке) сделали «линзу» Taco Bell — она сгенерила 160 млн просмотров и была признана лучшей рекламой 2016 года.
👂Хитрой сарафанкой привлекали селебрити. Если б компания просто попросили Джастина Бибера воспользоваться продуктом, это было стоило примерно миллион долларов. Вместо этого заплатили $500 его подружке, которая воспользовалась фильтрами в своем инстаграме. Джастину это так понравилось, что он стал постить свои фотографии с фильтром от AI Factory, уже совершенно бесплатно.

В итоге, как уже сказано, продукт купил Snapchat за $150 млн. А основатели создали фонд Botan investment, где инвестируют в ботанов: дают классным ребятам с продуктом или технологией команду маркетологов и продавцов, и помогают развивать продукт и делать его успешным.

Источник (видео, 14 с половиной минут): tgclick.click/BMxIyGcW

А вам приходилось думать о PR и продажах до запуска продукта?
источник
2020 June 01
Нормально делай, нормально будет
#личное #запуск_продукта

Чуть меньше двух месяцев назад запустили симулятор жизненных ситуаций. Он учит решать конфликты, распознавать и пресекать токсичное поведение других людей и управлять переговорами, натренерует soft skills. Сейчас — уже пять блоков из десяти, шестой в активной разработке.
Новый лендинг, авторизация через соцсети, и главное — приближаемся к первой сотне покупок.

И кстати, сегодня (до 23:59) последний день, когда можно купить ранний доступ по цене 12 000 с промокодом normalno_delaj, завтра цена будет выше.

Перед покупкой доступна бесплатная глава, чтобы можно было изучить мехаику симулятора и принять решение.

https://simulator.skillslab.center
источник
2020 June 02
Нормально делай, нормально будет
#маркетинг #growth
Как Додо пицца меряли эффект бренд лифта от персонализированной рекламы🍕

Большинство компаний для проверки эффективности видео креативов размещают промокоды со скидкой, разные промокоды для разных каналов и кампаний.

Чем это не устраивало Додо пиццу:

🙅🏻‍♀️ в январе/марте, когда все происходило, давать скидки на доставку пиццы = терять много прибыли
🌎 перекос в сторону Москва/Питер, а компании нужно было работать на регионы
📈 риск не справиться с повышенным спросом (сезон + масштабная реклама со скидкой = большая нагрузка на сервис) и получить негатив от пользователей, что заказ отменен/доставлен не вовремя

Получается, рекламу нужно показывать только тем, кому она актуальна. Как действовали:

1️⃣  Выбрали площадку. Большинство на площадок показывают видео без звука, а значит там теряется аудио составляющая. А вот в YouTube можно и считать CPM, и полноценно показывать видео со звуком.
Так как бюджет был ограничен, решили сосредоточиться сначала только на одной этой площадке.

2️⃣  Выбрали каналы
- Спарсили 5000 наиболее популярных каналов на YouYube и сделали каталог этих каналов по направленности
- Еще выгрузили перспективные каналы и отдельные ролики для изучения трендов

3️⃣  Создали креативы
Длительность каждого — 6 секунд, первая часть про Додо Пиццу не меняется, а вторая — разная для разных кампаний, но всегда две части римфуются.
Всего создали около 500 креативов, основываясь на своем каталоге каналов и других правилах.
Например:
🌌 учитывали таймзоны — не крутили ночью рекламу, если нет ночной доставки;
🗺 учитывали геозоны — откручивали определенный рекламный бюджет для каждой территории
👀 учитывали кол-во показов на пользователя — не более 3-х в месяц
▶️ использовали Ads sequensing (инструмент, позволяющий последоватьно показывать видео рекламу одну за другой. Как правило, такие видео складываются в полноценную историю).
📍 Еще на релевантность работали ролики с «супер-гео», когда в ролик вставляли адрес ближайшего ресторана, и заготовки для бущих событий. Например, креатив «Новый фильм — те же лица» показывали с новым трейлером.

Такие креативы производили максимальный вау-эффект🔥

Что получилось:

🔥 Бренд-лифт +15%
😋 4,1 млн. людей по версии брендлифта YouTube хотят попробовать Додо
🙀 30% положительный сдвиг практически всех метрик по brand health tracker
💸 Затраты — 15 млн рублей.

Вот жалко, что так как первоначальная задача была повысить узнаваемость бренда, эффект на другие метрики в кейсе не приводится.

Источинк: статья, 4-5 минут чтения:
thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ad-solutions/video/dodo-pizza
источник
2020 June 09
Нормально делай, нормально будет
Как не нужно тестировать мобильные приложения.

В приложении такси делали фичу добавления рейтинга. Тестировщик послушал команду, которая сказала «тестируй фронт, на бекенде все работает», и силы положил на проверку юзабилити на разных девайсах, а интеграцию тестил минимально.

🧑‍💻В продакшене позднее обнаружили сотню и один баг, начали разбираться с процессом тестирования — что же пошло не так?

Оказалось, при написании тест-кейсов тестировщик предполагал следующую схему:
логика+принятие решений+ хранение данных на стороне приложения.

📱Сейчас же приложения выглядят скорее как презенторы информации для пользователя, а все решения принимаются на сервере, там же хранятся данные. Почему?
🔹Это намного удобней с технической стороны.
🔹Когда проявляется баг нам не нужно релизить клиентское приложение.

Как стоит тестировать такое мобильное приложение?

🌍 "FullStack" Подход.
Тестируется вся система вместе. Не подстановка ответа от сервера, а полноценное тестирование фронт-бек.

📱
Анализ девайсов.
Составили таблицу, на каких смартфонах скачивания приложения больше всего, и сократили количество девайсов, которые тестируем

Контролируем выход обновленной версии приложения.
1. PostProduction тестирование: с командой проверяем приложение, как только выпустили релиз, еще раз «на бою»
2. Пошаговая раскатка — даем доступ к релизу не всем пользователям, начинаем с 5-10% и потихоньку увеличиваем процент.
3. Обратная связь — всегда мониторим отзывы на новый релиз.

Источник видео - 46 минут: https://www.youtube.com/watch?v=1mbpsA8mLnQ
источник
2020 June 22
Нормально делай, нормально будет
#маркетинг #growth
Как Школа Здоровья увеличила конверсию покупки онлайн-курса

Школа Здоровья
дает советы в области профилактической медицины и продает платные консультации через WhatsApp.

⭐️Проект уже имеет работающих неплохо Instagram и канал на YouTube. Дополнить этот список мессенджером решили по следующим причинам:

📚Короткая актуальность контента в Instagram — контент в соцсети живет несколько дней, после нужно генерировать что-то новое.
🔎Неудобный поиск информации — каждого человека интересует разные темы контента, искать это в Instagram или на YouTube не очень удобно, поэтому нужна платформа, которая может объединить всю информацию в один сервис и разделить ее по блокам.
👨‍💼Неудобная поддержка для клиентов — в Direct Instagram сложно отвечать на вопросы читателей или клиентов.

Решили сделать воронку продаж через бота в WhatsApp.

Первая воронка продаж знакомство с базой знаний.

Шаг 1. Привлечение аудитории
👨‍👩‍👦 В Instagram и YouTube много аудитории, отсюда и привлекают ее WhatsApp бот.

Шаг 2. Знакомство с ботом.
🤝 Бот показывает полный список бесплатной информации, которую читатель может выбрать для прочтения или просмотра видеоролика.

Шаг 3. Предложение купить курс.
💰Через 12 часов после запуска бот предлагаем купить онлайн-курс уже «горячему» клиенту.

Результат:
На этом этапе конверсия покупки составляет - 1,8%

Вторая воронка продаж - Бесплатный марафон.
Не все подписчики готовы сразу купить курс, и тогда они попадают во вторую воронку.

🔹 Шаг 1. Приглашение
Через 18 часов бот присылает присылает приглашение на бесплатный марафон, который принимает 50% подписчиков.

🔸 Шаг 2. Прохождение
Бот присылает текстовую или видео информацию и подкрепляется это все заданием.

🔹 Шаг 3. Скидка
Прошедшему марафон потенциальному клиенту
бот отправляет информацию о платном курсе и дает скидку 10%.

Результаты:
Марафон до конца проходят 40%
Конверсия покупки составляет - 4%

📊Общий результат:
- За 6 месяцев примерно 20% от всей привлеченной аудитории с других каналов перешли в WhatsApp.
- 46% клиентов так или иначе коммуницировали с организаторами в WhatsApp перед покупкой.
- Более 20% заказов приходит напрямую из WhatsApp.

Источник: статья, 3-4 минут чтения:
https://clck.ru/P3tcu
источник
2020 June 27
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта
Что Skyeng сделал для улучшения жизни учеников и учителей в самоизоляции.

На карантине дети фотографировали домашку из тетради💩, а учителя разгребали фото, редактировали картинки, чтобы понимать, что написано, распечатывали, проверяли, отправляли фотки уже с результатами проверки, проставляли оценки в электронный журнал🤢.

А у скаенга уже много решений для удаленного обучения: видеосвязь с ML-проверками (процент говорения, освещенность и другие параметры), возможность занятий 1-на-1 и в группе, автооценка прогресса и автопроверка домашних заданий, и т.п.
Надо помочь, решили в компании.

Сложно было не увлечься. Помогли сжатые сроки (на проектирование заложили неделю 30 марта — 6 апреля) и опросы по функционалу.
Первое описание будущего продукта содержало массу ненужного, но опросы это поправили. По итогу:
🚫отказались от видеосвязи —преподаватели страдали от зависаний и не хотели слышать о видео;
🚫выяснили, что люди не хотят еще одно приложение, регистрации и освоения интерфейса,
✅ хотят привычные VK и WhatsApp для рассылки домашек по чатам классов;
✅поняли, что с учителями в возрасте (в среднем за 50) продукт должен быть простой.

А вот домашки «болели»:
💡учителя тратили время на придумывание заданий для разных возрастов
📝 ломали глаза над проверкой по сканам и фото
🧱а ученики страдали от объема заданий и были не прочь делать их сразу на смартфонах и ПК

И skyeng решил остановиться на идее онлайн-сервиса для генерации и проверки заданий по рабочим тетрадям.

Разрабатывали в режиме хакатона, спринт за день, и две недели, а потом дорабатывали по запросам.

Что получилось:
1️⃣ Учитель за пару кликов может сгенерировать задание для нужного возраста: просто указать предмет, класс и темы. Регистрация вшита в процесс создания заданий.
2️⃣ Система сообщит, сколько времени уйдет на задание, и сгенерирует ссылку.
3️⃣ Ученик по ссылке решает задание, а учитель видит, кто и как справился.

Через 10 дней 300 000 учеников делали домашки через сайт, а к концу апреля их было уже 900 тысяч.

По подсчетам, в среднем скаенг сэкономили преподавателям два часа в день.

А вы успели запилить что-то в продукте «под карантин»?

Источник (статья, 5-7 минут): tgclick.click/6PTRPWOj
источник
2020 July 13
Нормально делай, нормально будет
#монетизация #retention #ltv #развитие_продукта
Как Flo прокачивал LTV пользователей

Flo - продукт для женского здоровья (цикл, беременность и тп). Монетизация — fremium с подпиской. Что отсюда следует:
💍В классическом продукте ценность доносится разово (например, sales)
🔄 В subscription продукте задача —постоянно генерить ценность: объяснить пользователю, что он уже сделала правильный выбор и что этот выбор нужно продолжать делать.

Retention драйвится вовлечением на ранних этапах, надо только понять, каким. Как это делали:

1️⃣ Сравнили сегменты пользовательниц:
🔹просто заходят в приложение раз в месяц для отслеживания цикла
🔸делают еще ряд взаимодействий с сервисом, например, отмечает изменение настроения.
2️⃣ Посчитали в зависимости от таких микро-действий уровень вовлеченности. Каждое микро-действие имеет разный вес.
3️⃣ Посмотрели на retention в зависимости от уровня вовлеченности, увидели 2 совершено разных сегмента с точки зрения retention, а следовательно и LTV.

Как прокачивали LTV с помощью тестирования разных коммуникаций:

1️⃣ Создали сегменты с 6-тью месседжами:
▫️логанье симптомов для тех, кто хочет забеременеть
▫️советы от гинеколога по здоровью
▫️призыв вступить в комьюнити
▫️логанье симптомов для заботы о здоровье
▫️success story (анонимные истории девушек, где они делятся опытом)
2️⃣ Посчитали первый результат, CTR
3️⃣ Сравнили retention 7-го дня (D7)
4️⃣ Посмотрели на ключевые метрики W1: W1 Content, W1 Chats, W1 Logg (W1 - неделя, которая начинается с 7-го дня до коммуникации и заканчиваются 14-ым днем).

Выводы:
✔️пользовательницы, посмотревшие success story, больше возвращаются и смотрят контент
✔️достаточно успешно отрабатывает обучение по советам от врача
✔️- пользователи, вступившие в коммьюнити, активно и регулярно потребляют контент

5️⃣ После эксперимента оставили наиболее перспективные группы не по CTR, а по W1-метрикам - они работают на наш retention и именно они приносят самый высокий LTV.
6️⃣ Сделали выводы и составили value nurtuning стратегию
7️⃣ По ней сегментировали по рациональным и эмоциональным коммуникациям
8️⃣ Сократили время ожидания влияния value nurturing на LTV с помощью предиктивных метрик (вплоть до предсказания продления подписки с точностью в день)

Источник — онлайн-трансляция product camp, с 1:31 25+ минут с классным вопросом в самом конце :)
https://youtu.be/UPOleaLubbg?t=5495
источник
2020 July 15
Нормально делай, нормально будет
#mvp #запуск_продукта
Сегодня поговорили с Вадимом Михалёвым о том, как продакту может помочь умение «зеро-кодить» — использовать сервисы, которые позволяют очень быстро создавать mvp для проверки гипотез (Glide, Airtable и т.п.)
Обсудили варианты применения разных инструментов в работе, ограничения, которые есть у таких решений, необходимые навыки (спойлер: практически никаких) для таких решений.

И самое интересное: приглашаем вас подумать, какую свою задачу вы можете решить с помощью инструментов зеро-кодинга! Пишите гипотезу, которую хотите проверить, и как именно, каким инструментом, как будет выглядеть решение.
Авторам двух самых интересных идей Вадим дарит билеты на любой интенсив по углубленному изучению зерокод-инструментария :-)

Ссылки:
— Эфир (33 минуты): https://radio.mediametrics.ru/normalno_delaj/66431/

— А тут оставляйте свои мысли по проверке гипотез:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScSDjUNS8B_lPuXWnv_6bcaH7gpUUPskzG_U46OK56ci7FXgA/viewform
источник
2020 July 25
Нормально делай, нормально будет
Как иногда важно быть слепым в развитии продуктов

Байрам Аннаков
рассказал про супердетальный и суперстратегический подходы в бизнесе.

При построении стратегии в бизнесе существует два подхода:
1️⃣ Иногда быть слепым.
Перемещают идею из одной области в другую, при этом смотрят сверху, что происходит в продукте и убирают ненужные детали, концентрируясь только на схожести поведения пользователей.
2️⃣ Детально погружаться.
На этом этапе компания детально двигается по продукту, при этом переключаться на разные этапы и уровни.

Что лучше — смотреть на продукт сверху или погружаться во все детали?

Чтобы получать новые знания,  постоянно приходится прыгать между супер детальным подходом и «видом сверху».

Как например это делают в компании:

👁Аналитика пользователей.
Погружаются в поведение конкретных пользователей детально и, например, видят, что приходит много пользователей из iMessage, которым не подходит существующий onboarding-метод.

👨‍🔧 Strategy Talks.
Каждую пятницу внутри команды, компания разбирает финансовую отчетность Google или American Airlines. На примере их глобальных трендов находят идеи и применяют их в своей области. Этим выпрыгивают за пределы привычного и пробуют попасть в новую область.

📃 Membership plans.
Компания перешла на подписочную модель.
Сотрудники проанализировали подписочную систему компании Apple. Тим Кук на каждой Apple презентации объясняет, какое количество подписок есть у Apple, включая iCloud и third party subscriptions.
Apple поставила цель — к 2020 году увеличить количество подписчиков в два раза, а значит, она будет делать как можно больше инструментов, которые помогут разработчикам переводить пользователей на подписочную бизнес-модель. И не важно, что в app in the air раньше вообще не было подписки — это уже детали.

📈 Development-планы
.
Внутри компании команда делает упражнения на эффективность, один из них - это нарисовать, как меняется твое настроение во времени за последние Х месяцев, и на сколько используются твои сильные стороны в ежедневной работе.
Это очень важно, потому что все, даже настроение разработчиков, тесно связано друг с другом, если их состояние не очень, то и результат работы будет минимальным.

🔄 Поиск взаимосвязей
Прыгая между супердетальным и суперабстрактным взглядами, находить взаимосвязь между действием конкретных людей, конкретного кода, конкретных экранов и общими показателями компаний: деньгами, удовлетворенностью клиентов и ростом, который показывает компания во времени.

Источник: статья, 4-5 минут чтения:
https://vc.ru/growth/116668-zoom-in-zoom-out-kak-inogda-vazhno-byt-slepym-v-razvitii-produkta
источник
2020 July 31
Нормально делай, нормально будет
#ux #развитие_продукта
Зачем Сбербанк делал редизайн сайта

В приложении Сбербанк MAU ~60 млн, а у веб-версии — 10 млн, выполняющих 40–45 млн операций ежемесячно.
Достаточная аудитория, чтобы желать улучшить метрики сайта.
На сайте выполняют крупные, сложные, а также инвестиционные операции, где надо «сесть и спокойно разобраться в вопросе».

Средний чек в 2,5 раза выше, чем в приложении, а аудитория в среднем старше.

Какие задачи решали:

1️⃣Сделать сайт удобнее.
▫️Были проблемы с мобильной версией сайта, отсутствовал поиск, а навигация оставляла желать лучшего.
▫️Сделали адаптивную верстку, привели компоненты к единому виду с дизайн-системой, добавили поиск и пересмотрели навигацию. Теперь клиент видел интерфейс на планшете сотрудника таким же, как на домашнем компьютере.
▫️Как проверяли: сравнивали показатели метрик старой/новой версии. Например, по потребительскому кредиту в новом дизайне конверсия на каждом шаге выросла на 5%, притом что сам процесс остался таким же.

2️⃣ Сделать сайт и процесс перехода дружелюбнее
▪️Миграция пользователей постепенная, при переходе на новую версию показывается лендинг с основными изменениями.
▪️Цветовая палитра смягчилась — в ходу зеленый для позитивных сообщений и фиолетовый — когда на что-то надо обратить внимание (Мегафоном пахнет, ну да ладно).

3️⃣ Сделать сайт доступнее
▫️Слабовидящие для Сбербанка представляют немаленькую группу пользователей. Скринридер — технология, которая «озвучивает» происходящее на экране. Старая веб-версия была плохо размечена, и вместо важной для пользователя информации скринридер зачитывал лишнее.
▫️В новой версии сделали грамотную разметку, которая игнорирует теги разработчиков, и теперь скринридер, по сути, озвучивает интерфейс. 
▫️Как проверяли: команда незрячих тестировщиков проверила все функции нового сайта.
▫️Еще в Сбербанке есть гайдлайны контрастности, специальные коэффициенты для увеличенного текста и т.п. — если они не соблюдаются, новый релиз какой-то части интерфейса выпустить нельзя.

4️⃣ Сделать проще внесение последующих изменений
▪️Глобально, сделали так, чтобы в будущем было проще вносить изменения разными командами. Редизайн нельзя считать совсем законченным, потому что итерационная работа по улучшению отдельных метрик и продуктов ведется и дальше.
▪️Над сайтом сейчас работает больше 100 команд, в среднем около 35 релизов в месяц.

🟡 Дисклеймер: про такую крупную компанию, как Сбербанк, можно много сказать хорошего и плохого. Что понравилось мне в этой статье, так это аргументированность изменений.
Редизайн делался для повышения метрик пользователей (обычных и слабовидящих) и повышения скорости разработки, раскатка постепенная и с вниманием к пользователям. Точно осталось, над чем работать, ну так когда бывало иначе 🙂

Источник: https://vc.ru/design/139337-kak-my-reshilis-na-bolshoy-redizayn-veb-versii-sberbank-onlayn-i-chto-u-nas-poluchilos
А вы переживали редизайн своего продукта?
😎 — куда без этого
🙃— миновало пока
источник
2020 August 06
Нормально делай, нормально будет
#growth #развитие_продукта
Как стартап снизил стоимость привлечение покупателя в 3 раза

GetOutfit — сервис по подбору модной одежды. Когда сервис стал привлекать пользователей из платных каналов, основатели очень боялись, что сравнительно новая для рынка услуга будет не понята пользователями. Поэтому сайт содержал огромное количество информации: подобранные образы, команда стилистов, отзывы, упоминания СМИ….
CAC в первых кампаниях было 3700 рублей. На первые кампании потратили около 100 000 рублей ($ 1360). Экономика в платных каналах еле сходилась в ноль.

Команда старалась улучшить свой продукт. Анкета потенциального клиента претерпела более 100 итераций — в нее вносили изменения по фибеку клиентов, но конверсия снижалась с каждым изменением.

Анкета потенциального клиента содержала 30 (а в первой версии вообще 50) вопросов, и до конца доходило только 12% пользователей. Вся информация была релевантна, но ее было слишком много. Просмотрев анкету, многие просто покидали сайт.

В новом исследовании попробовали упростить и уменьшить количество информации, которым бомбардировали пользователя:
3️⃣Упростили сайт до всего трех блоков: как работает GetOutfit, кейсы с клиентами и примерами подобранных образов с описанием вещей и их стоимостью, причины, почему стоит воспользоваться нашим сервисом.
🗾В анкете сделали акцент на визуализации — теперь можно выбрать стили и бренды, которые близки по стилю. Раньше было около 10 вопросов, где клиент выбирал, какая одежда ему нравится — теперь клиент ориентируется по картинкам.
🔵Все кнопки на сайте начали вести на прохождение анкеты, а за прохождение анкеты дают клиенту бонус

В результате:
📈 Конверсия в прохождение опроса выросла в 2 раза до 25%
📈Конверсия из пройденного опроса в покупку выросла с 18% до 32%
💰Стоимость привлечения клиента снизилась почти в 3 раза, стартап начал зарабатывать уже на первой покупке клиента, сведя юнит-экономику
🌟Качество подбора с новыми анкетами улучшилось, о чем показали данные продаж — случаи выкупа вещей увеличились с 50% до 75%.

Источник (7-10 минут прочтения): tgclick.click/25fghwI6
источник
2020 August 15
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта #развитие_продукта #fail
Как не надо делать внутренние продукты

Внутренние продукты решают боли конкретной компании. Это может быть самодельный таск-менеджер, crm или внутренний инструмент для a/b тестов.

У Wrike 28 команд, которые создают продукт для 19 000 корпоративных клиентов. Им никак не обойтись без внутренних продуктов - о типичных ошибках при их разработке рассказывает Юрий Андрейкович:

1️⃣Продукт «общий», без оунера: никто не несет за продукт ответственность, нет видения развития продукта.

💥На хакатоне в Wrike сделали продукт для проведения опросов пользователей, который всем понравился. Запустили в прод. Одной команде чего-то не хватает — допиливают инструмент под себя. Другой команде не нравится бизнес-логика, и ее немного меняют.
Продукт начал вести себя непредсказуемо. Появился баг, который задел часть внешних пользователей. Ни одна из команд не знала, откуда этот баг взялся.
🧯Что делать? Найти оунера для продукта или закрыть продукт, чтобы не тратить ресурсы на поддержку.

2️⃣Непродуктовая команда — не пытаются узнать боли сотрудников-пользователей, а пилят фичи по запросам.
💥В саппорте использовали зендеск и внутреннюю систему с информацией о пользователях. Сотрудники попросили у команды разработки отображать id пользователя в зендеске, чтобы быстрее искать информацию о нем во внутренней системе.
Хорошо, что обсудили и выяснили, что можно быстро и безболезненно вывести нужные данные сразу в зендеск.
🧯Что делать? Найти продакта-консультанта для внутреннего продукта; взращивать в компании продуктовую культуру

3️⃣Продукт делается в нагрузку к остальному скоупу.
💥В Wrike помимо основного скоупа Юра отвечал за продукт, который помогает делать онбординг-туры. Продукт решал свою основную задачу, но его развитие было для команды второстепенным.
У пользователей появлялось все больше проблем, а желания заниматься продуктом было все меньше. Получилось передать продукт в команду с подходящим скоупом — команду онбординга.
🧯Что делать? Искать неравнодушных к продукту людей; передавать продукт в команду с подходящим скоупом; возможно закрыть продукт.

4️⃣Команда-свалка. Команда делает один внутренний продукт, а им пачкой отдают все остальные внутренние продукты.
💥 Юра пришел в компанию, в классную команду. Постепенно выяснилось, что у команды в скоупе 10 продуктов, 7 из которых -  внутренние.
Было сложно держать фокус и приоритезировать задачи, со всех сторон летели реквесты. Команда делала сумасшедшее количество работы, но импакт от этого был незаметен из-за большого количества целей.
Жутко упал перфоманс, команда была на грани выгорания. Проанализировал все продукты: 3 продукта закрыли сразу, часть передали в другие команды. Результат — супер-дружная команда, рост перфоманса и качества.
🧯Что делать? Разобраться с продуктами и навести порядок

5️⃣Велосипеды — разработка своих продуктов вместо сторонних решений.
💥В компании вложили ресурсы в разработку сервиса для онбординг-туров: в итоге ищут вендоров, чтобы перейти на стороннее решение.
🧯Что делать? Хорошо подумать, посчитать, выгоднее ли пилить свой продукт; проверить, точно ли нет готового решения.

А вы когда-либо работали над внутренним продуктом?
🤠 — ага
😪 — миновало

Источник (видео, 48 минут с вопросами): https://www.youtube.com/watch?v=qPIMw3uWkCA
источник
2020 August 21
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта #исследование_аудитории
Как автомобильный классифайд выходил на рынок Узбекистана

Kolesa Group — казахстанская 23-летняя IT-компания, ее основные продукты — классифайды с MAU>10 млн.
Узбекистан — быстрорастущий, развивающийся рынок. За последние несколько лет на него вышли международные игроки, от Visa до 2gis; население 33 млн — в 2 раза больше Казахстана.
Первый запуск делали удаленно на ограниченную территорию. Получили конверсию в подачу объявления всего 10% — поняли, что что-то сделали не так.
Тогда команда «десантировалась на местности» для изучения особенностей рынка и постепенно поняла, что не учли при первом запуске:

📱Использование интернета
Узбекистан проскочил эпоху десктопного интернета. Для людей интернет — это сразу мобильные версии сайтов и приложений, еще он очень медленный и дорогой. Мало у кого есть email, регистрация только по номеру телефона.
➡️Команда оптимизировала приложение для работы при медленном интернете, вкладывалась в onboarding, который мог работать оффлайн.

🚘Как работает авторынок
80% рынка занимает местный производитель. Из-за отсутствия разнообразия люди могут даже не знать характеристики автомобиля.
В ходу свои термины, например «позиция» —  все основные характеристики и даже принадлежность к марке. Очень принято торговаться, даже в магазинах электроники. При выкупе авто есть опция выкупа машины в аренду.
➡️В приложение  ввели знакомые термины, добавили сценарии торга и выкупа автомобиля в аренду.

📚Отличие академического языка от народного
Перевод интерфейса делали совместно с филологами и агентствами по переводу. Позже выяснили, что академический язык не в ходу — переведенные конструкции вызывали непонимание.
➡️Чтобы решить проблему перевода, команда приезжала на местные авторынки и давала протестить людям разные варианты. На основе обратной связи сделали удалось сделать понятый для населения перевод.

🏁При повторном запуске учли и любовь населения к церемониальности.
Запуск сделали с должным уровнем помпезности. Разослали приглашения большому количеству блоггеров, представителям рынка, лидерам мнений, запартнерились с местными селебрити — олучили большой отклик в СМИ.

⭐️Спустя год Avtoelon стал №1 по базе объявлений, узнаваемости и месячной аудитории. Активный рост начался в тот момент, когда команда вышла из зоны комфорта и решила прожить жизнь своих пользователей.

❔Интересно, а у вас был опыт выхода продукта на новый (географически) рынок?

Источник (видео, 30 минут с вопросами): https://youtu.be/IkNj4KShszw
источник
2020 September 05
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта #mvp #личное
Написала на vc.ru про запуск нашего Симулятора жизненных ситуаций — онлайн-тренажера по переговорам и конфликтам.

1️⃣ Сначала был клуб в ВШЭ по развитию коммуникационных навыков, который вели мы с мужем. В нем занимались практикой, но из-за большого количества желающих мало времени находилось на теорию и анализ ошибок. Пробовали онлайн-вебинары, лекции и воркшопы для того, чтобы построить систему обучения — но работало так себе.

💡Поняли, что нужен формат, где теория перемежается упражнениями, и который будут проходить с интересом и удовольствием. Так родилась идея симулятора.

🛴 Проверку mvp делали телеграм-ботом — немного контента с предложением задонатить, если прошедший хочет продолжения. Было 30+ переводов, решили что ниша есть.

💰Писали Симулятор и параллельно уже продавали: клиенты появились, когда сделали только 1 главу из 10, и с выходом новых глав повышали цену.

⏰Сделали ранний доступ для подписчиков канала (этого). Сутки думали, что никому не интересен продукт, пока не оказалось, что платежи не проходили из-за лимита Яндекс.Кассы 😪

🌟Чтобы потенциальные клиенты могли принять решение, принесет ли им тренажер ценность, первая глава была сделана бесплатной.

📈Как дописали Симулятор, стали пробовать новые каналы продвижения (пока все бесплатные):
🔹вебинары, которые показывают ценность навыков решения конфликтов и переговоров
🔹реферальная программа, где пишут отзыв о продукте и дают промокод подписчикам
🔹B2B (тут само получилось, пришли заинтересованные в корпоративном обучении компании)

⚠️ Я искренне убеждена, что коммуникационные навыки — мощная точка роста любого руководителя.
В моей практике 90% нерешаемых проблем ❌ превращались в решаемые задачи ✅ только благодаря правильной коммуникации: вниманию к эмоциональному состоянию коллег и подчинённых, экологичносу решению конфликтов, грамотному анализу проблемы и ведению переговоров.

Статья про запуск на vc (5-7 минут)

🍰Для подписчиков канала работает промокод normalno_delaj, дает скидку на Симулятор 2000 рублей, пока до конца сентября.

А вы прокачиваете свои «мягкие навыки»?
👶 — хочу, но не знаю как лучше
🤓 — да, курсы, книжки и тп
😎 — я и так крут
источник
2020 September 14
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта #исследование_аудитории
Как Додо Пицца 🍕 запускалась в Китае

У Додо уже было 2 пиццерии в Китае, одна из которых не показывала ожидаемых результатов. Было решено закрыть ее и сделать пиццерию в новом формате «пиццерии будущего» — без кассиров, где выдают заказ за 5 минут. Запускать решили в приложении WeChat.

❓Почему не собственное приложение?
📂У китайцев очень много приложений, но все они сгруппированы в папки, на видном месте всего пара приложений.
📩Китайцы охотно соглашаются на уведомления, но не читают их. Зато у каждого китайца установлен WeChat.
🥇WeChat — суперапп, выросший из мессенджера: чаты, лента сторис, даже собственная платежная система WeChat Pay, а также мини-приложения и игры, которые могут создавать сторонние разработчики. Зарегистрированных аккаунтов более миллиарда. Такое мини-приложение для заказа и решили сделать для новой пиццерии.

🎨Дизайн
Долго не знали, как лучше подступиться к дизайну. Абсолютно разные по дизайну приложения выглядят для китайцев одинаково красивыми. Чтобы разработать собственный дизайн, нужно собрать все свои знания, пропустить их через китайскую культуру и сделать что-то свое.
В концепции «Додо» китайцы получились очень высокими, а основной цвет — оранжевый. В стране хорошо относятся к красному и оранжевому, красный символизирует скидки. Поэтому выбрать оранжевый было правильным решением.

🔨Разработка приложения
Хорошая новость в том, что здесь все достаточно просто. Для разработки приложения под WeChat понадобится 1-2 фронтендера, в идеале со знанием Vue.js, так как китайский фреймворк очень похож.

⚙️Тестирование
Нужно проверять не технические моменты, а взаимодействие с пользователями. Китайцам очень интересно пообщаться с иностранцами. Обязательно стоит взять с собой переводчика, так как с английским все не так гладко.
Лайфхак: розовый цвет означает, что человек из богатой семьи. Так что если ваш продукт нацелен на премиум-сегмент, общайтесь с девочками в розовом👚.

🚀Запуск
Население достаточно экономное и социальное. Приехать из другой части города ради бесплатной пиццы считается абсолютно нормальным. Отлично сработала бесплатная раздача или дегустация. Додо угостили одного мужчину, и он начал зазывать всех внутрь. Оказалось, это был местный блогер — сразу же набежала толпа его подписчиков.

📈Что в итоге?
Формат “пиццерий будущего” доказал свою эффективность — выручка пиццерии росла. И уже на второй месяц запуска удалось привлечь инвестиции на развитие всей сети в Китае.

Источник (статья, 7 минут чтения)
источник