Посмотрела Грех Кончаловского. Главный герой тут не Микеланджело. Главный герой - грех. А если точнее - грех тщеславия.
Все люди пропитаны этой болезнью - папы и кардиналы, которые должны показывать пример скромности, но заказывают себе крутые надгробия; оба маэстро - Микеланджело и Рафаэль - каждого из которых трясёт от мысли, что другой может быть круче; помощник Микеланджело, который считает, что не получает должной любви от своего хозяина; и даже честные работяги-каменотёсы, которые готовы убить Микеланджело за свой корыстный интерес.
А что же Микеланджело? Хотели увидеть сумасшедшего бескорыстного гения? Нет, это живой импульсивный человек, который, с одной стороны, увлечён своим делом и сострадателен к окружающим, а, с другой стороны - тащится от своей гениальности и использует её в своём, мягко говоря, не совсем честном поведении с заказчиками: то втихушку от них дом купит и на отца оформит, потом говорит денег нет, то цену втридорога за мрамор предъявит. А Данте - всего лишь оправдание, у каждого из нас свой Данте.
Мне показалось, что даже мраморная глыба поражена тщеславием - лежит себе такая деловая, не шевелится и как будто говорит всем: посмотрите на меня, я такая большая, белоснежная и важная, и во мне живет величайший шедевр, который должен явить миру талантливый маэстро. Словно человеческий грех проник и в нематериальный мир, отравив его, как радиоактивный источник отравляет всё вокруг.
В наше время поменялись лишь декорации, но люди, включая меня, остались такими же - со своим тщеславием.
Интересно наблюдать, что через полтысячи лет после тех событий история оставила в памяти людей имя Микеланджело, а многочисленные начальники, которым служил этот придворный художник, и между которыми ему пришлось балансировать, канули в лету.
Ещё запомнилось, как смачно на тех старых улочках 16 века на прохожих шмякаются помои, а прохожие ловко уворачиваются от них. А вот не увернёшься - и целый день на работе сидеть вонять будешь. Как воняет наше тщеславие.