Каковы перспективы протестов в России?
Прошлая суббота показала, что протестные настроения вырвались за пределы Москвы и охватили всю Россию.
Почему именно Санкт-Петербург стал протестной столицей России, как митинги скажутся на избирательной кампании 2021 года, и каковы перспективы протестов, «Новой искренности» рассказал член правления Российской ассоциации политических консультантов Валентин Бианки.
После субботних протестов многие эксперты стали называть Петербург «протестной столицей России». По массовости протесты в городе чуть ли не превзошли Москву. Как думаете, с чем это может быть связано?
Долгие годы Петербург, несмотря на свою демократическо-революционную славу, отставал от Москвы по доле участников уличного протеста. Зачастую в абсолютных цифрах в Петербурге выходило столько же, сколько, например, в Новосибирске. Ключевая причина этого, на мой взгляд – то, что в Петербурге существенно выше разнообразие региональной политической жизни. В городском парламенте 6 партий и годами идущая «дискуссия» между законодательной и исполнительной властью – такого нет ни в одном регионе. А вот теперь, когда дискуссия в парламенте в заметной степени утихла, у людей появилось больше оснований выйти на улицу. Да и множество решений властей в отношении эпидемии и их информационного сопровождения в Петербурге было принято с раздражением.
Как протесты скажутся на выборах в заксобрание Санкт-Петербурга? Ударят ли они по Беглову?
По Беглову в политическом смысле – вряд ли. Не из-за своей популярности Беглов занимает свой пост. Беглова протестующие может и не любят, но вышли они не против него.
А вот на выборах в заксобрание
(они в Петербурге пройдут в 2021 году – прим. Новой искренности) активизация протеста не может не сказаться. За кого будут голосовать те, кто поддерживает протестующих? У «Справедливой России» совсем мало шансов после её «прилепинизации». Очевидно, главным бенефициаром станет «Яблоко». Однако при радикальной позиции властей есть риск снятия партии с выборов (как в 2007 году); да и политический блок Смольного, наверное, постарается найти договорные механизмы снижения оппозиционности.
Какие на ваш взгляд перспективы у протеста в Москве? В остальной России?
В электоральном плане любой уличный протест на какое-то время может мобилизовать даже некогда опасливых лоялистов. Думаю и в СПб, и по всей стране, будут попытки, прежде всего, запретить и ограничить; игнорируя пиар и политические методы. В итоге общественный раскол будет нарастать, вероятность полного утихания в следующие 8 месяцев мала.
Самое опасное произойдет в сентябре: многие администраторы на местах под прикрытием лозунга «враг у ворот» будут корректировать результаты выборов, и это может вызвать еще более массовые протесты.
Игнорирование тех, кто точно не проголосует «за» (а уж тем более демонстративные меры вроде снятия возрастных ограничений для высших чинов) – большая ошибка. Такая позиция хотя и ведет к технической победе, но победа легко может оказаться пирровой. В уличном протесте могут быть паузы, но ожидать спокойного июля (когда буду отказы в регистрации оппозиции) и сентября (накануне и после выборов) точно не приходится.