
Несмотря на то, что по численности населения северная столица в два раза меньше Москвы, в субботу на улицы там вышло больше людей. Утром в понедельник роль Петербурга, как протестной столицы России, отметил «Незыгарь»: Хабаровск и Петербург оказались на последних местах по уровню доверия к президенту.
Выход Петербурга в авангард российского протеста, безусловно, является главной региональной новостью недели. Разбирать этот феномен эксперты будут еще долго, однако, на наш взгляд, основных причин три:
Несоответствующие городу губернаторы. В последние 20 лет назначение на пост главы Петербурга происходило исключительно с учетом внутрикремлевских раскладов, общественное мнение не учитывалось. В итоге после ухода Яковлева в истории культурной столицы России наступила эра «странноватых» губернаторов: начиная от Валентины «Сосули» Матвиенко, и заканчивая человеком-лопатой Александром Бегловым.
Деградация политуправления. Всё это негативно сказывалось на качестве политуправления. Каждые выборы северную столицу лихорадило от электоральных скандалов. Даже мелкие муниципальные кампании превращались в арену боевых действий: наблюдателей выгоняли, оппозиционных кандидатов – избивали. Низким качеством отличались и губернаторские кампании. Так, на выборах в 2019 году главный конкурент Беглова – кандидат от КПРФ Владимир Бортко «снялся» с выборов буквально за неделю до дня голосования. Подобный уровень «политменджмента» невозможно представить себе в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и других протестных городах, однако для Петербурга это стало нормой.
Отчуждение от кремлевской элиты. Несмотря на то, что высшее руководство страны ассоциируется с «питерским кланом», жители Петербурга своей связи с кремлевскими элитами не ощущают. Согласно соцопросам, большинство жителей считает, что город постепенно превращается в рядовую провинцию. Впрочем, у них на это есть основания. По параметру городского бюджета на душу населения, Питер ближе к другим городам-миллионникам, нежели к Москве.