В понедельник 10 февраля стали известны сроки наказания для фигурантов дела «Сети», пока только «пензенской» части дела. Обвиняемые в участии в террористическом сообществе получили большие сроки реального заключения (от 6 до 14 лет) в колониях строгого режима, а те, кто обвинялся в организации деятельности сообщества, проведут там 16-18 лет. Большинство комментаторов оценило это наказание как очень строгое даже по меркам российского правосудия. Для сравнения — по статистике Судебного департамента при Верховном суде половина всех тех, кто осужден в России за убийство (ст. 105 ч.1), получают наказание 8 лет или меньше. Это, конечно, не проблема правоприменителя, а проблема законодателя — который установил в 2013 году за ненасильственное преступления (составы статей 205.4 и 205.5) такие жесткие санкции.
Но есть у общественности и недоверие к суду. Обычно, в случае значительных претензий к качеству расследования, российские судьи не судят строго. А здесь такие претензии были — в деле есть рассказы обвиняемых о пытках, свидетельства понятых, которые позволяют усомниться в принадлежности части оружия, ну и странный свидетель, который почему-то ведет аудиозапись своих разговоров, и одновременно утверждает, что не является агентом ФСБ. Переквалификация на менее тяжкий состав (другой способ снизить наказание, если у судей есть претензии к качеству расследования) здесь также была невозможна: молодые люди не совершили никакого насилия и даже не планировали ничего конкретного, кроме общих разговоров им вменить-то особо нечего.
У суда был незавидный выбор: оправдание (а по этой статье, введенной в уголовный закон в середине 2013 года, ни один обвиняемый не был оправдан) или осуждение. И если мы сравним санкции, которые были применены к обвиняемым по делу «Сети» с теми, которые суды практиковали до этого, мы увидим, что они значительно строже. Всего со второй половины 2013 г. по первую половину 2019 г. по первой части статьи 205.4 (то есть за организацию террористического сообщества) были привлечены к ответственности 2 человека. Оба они получили санкцию ниже низшего — один от 10 до 15 лет, второй — от 8 до 10, в то время как наказание предусматривается от 15 до 20 лет или пожизненное. По ч.2 ст. 205.4 (то есть за участие в таком сообществе) за все эти годы были осуждены 5 человек, и все они с санкцией от 3 до 5 лет. При том, что наказание подразумевает от 5 до 10 лет. Возможно, что по предыдущим делам были заключены досудебные соглашения, может быть были другие основания для снижения санкции (хотя по этому и подобным составам такие возможности очень ограничены).
Дело «Сети» показывает, что судьи не намерены практиковать мягкое наказание там, где есть общественный резонанс и где подсудимые не согласны с обвинением. Обществу посылается сигнал, что фигуранты широко освещаемых дел, даже если они не связаны с реальным насилием, будут наказываться по всей строгости. В ситуации остающихся вопросов к качеству расследования и заявлений подсудимых о пытках, такие строгие приговоры подрывают доверие к суду.