Карточный домик рухнул. Рукотворный кризис показывает, что на нефтяной игле сидит не только Россия, а практически весь мир. Даже будущие договоренности в рамках ОПЕК++, будут там американцы или нет, всего лишь подпорка под уже ветхий рынок, привязанный к нефтедоллару.
Когда страны договорятся по нефти, рынки уже не смогут оправиться. Невооруженным глазом видно: новый кризис не за горами. Так будет, пока мировая экономика не найдет новую точку опоры.
Вполне очевидно, что на эту роль претендует газовая отрасль в ее самом масштабном понимании. В последнее время довольно часто говорилось о необходимости газа вообще и СПГ в частности, об его энергетическом потенциале и мобильности, которая может привести к дроблению рынков сбыта, чего, по сути, и не хватает. Сейчас все увидели, что значит надеяться исключительно на огромный китайский рынок. Два месяца в карантине, - и его не стало. Да, он восстановится, но вот ценовая политика - точно нет. (По некоторым оценке спрос на нефтепродукты в Китае в этом году упадёт на 25%, а на нефть по всему миру на 10%).
Именно сейчас назрела потребность создания нового объединения с позитивной повесткой и внятными целями оздоровления экономики. Новый центр силы, газовый, вполне может принести обновление идей.
Не стоит отрицать, что зыбкой для газового рынка оказалась привязка к нефтедолларам, которая потянула за собой провал в цене в несколько раз. Конечно, можно фантазировать, предрекая замес газовой экономики на криптовалюте, но пока это явно слишком далекая перспектива.
Хотя газовый сектор более разрозненный, чем нефтяной: каждая имеющая запасы страна уже старается наладить у себя производство СПГ. А прогнозы роста даже в неблагоприятные времена колеблются от 10 до 15% ежегодно даже при том, что нефть будет падать.
Среди возможных лидеров будущего газового объединения называются США, Россия и Катар. Фору получит тот, кто соберет политическую волю в кулак и попробует объединить интересы на единой площадке. Главное, чтобы газовые гиганты учились на ошибках и не заигрывались с ценовым рубильником и имперскими амбициями.