
Украина должна отказаться от поставок ядерного топлива для своих АЭС из России, заменив его на американское. Об этом заявил и. о. министра энергетики страны Юрий Витренко в ходе обсуждения экономической нацстратегии до 2030 года. Витренко отметил необходимость интеграции энергосистемы Украины с европейской, и это может произойти даже раньше 2023 года, как планировалось изначально.
Покончить с влиянием Москвы в сфере атомной энергетики решили в 2008 году, когда Ющенко заключил соглашение с американской Westinghouse на поставки топлива для АЭС. Тогда «Росатом» предупредила украинский «Энергоатом», что это небезопасно и чревато серьезными инцидентами, посколько существует несовместимость тепловыделяющих сборок из США с советскими реакторами. Однако, киевские власти эти предостережения проигнорировали.
И тогда началась череда инцидентов. Третий энергоблок Южно-Украинской АЭС одним из первых загрузили американским топливом. На стадии тестирования в работе станции произошел сбой, который спровоцировало топливо Westinghouse - оно не подошло под советский тип реактора. Убытки «Энергоатома»составили $175 млн. Восстанавливали производство российские специалисты, тогда снова загрузили реакторы российским топливом «ТВЭЛ» и работа возобновилась.
Сегодня 6 энергоблоков на Украине на Запорожской и Южно-Украинской АЭС работают на топливе Westinghouse. Остальные реакторы по-прежнему загружаются российским «ТВЭЛ». Притом, американское топливо намного дороже российского. Для сравнения - за 1-й квартал 2019 года «Энергоатом» заплатил Westinghouse $51,23 млн. Российский «ТВЭЛ» за тот же период обошёлся в $17,5 млн.
Другая главная проблема украинских АЭС - это изношенность оборудования. Все 4 АЭС были сконструированы ещё в советский период и нуждаются в модернизации. Но оператор «Энергоатом» отрицает проблему, несмотря на ежегодные остановки реакторов и поломки на них.
Похоже, что политика Киева перевешивает и соображения безопасности, и экономическая нецелесообразность покупки американского топлива. Если Westinghouse станет единственным поставщиком, это будет исключительно политический контракт. И монополия США в атомной энергетике Украины наверняка станет ещё одним политическим инструментом.