Ликвидация последствий аварий "СИБУРом": ожидание и реальность.
Работы по ликвидации последствий
аварии на подводном продуктопроводе на дне Оби, повлекшей утечку углеводородов в реку, по заявлениям компании, начались спустя несколько дней, а сегодня должна быть завершена подготовка к подводным восстановительным работам с применением "высокотехнологичного поискового комплекса", состоящего из гидролокатора и трассоискаиеля. А на берегу продолжается вскрытие трубопровода для оценки его состояния. Ранее сообщалось о завершении утилизации остатков ШФЛУ в амбарах дожига. Звучит красиво, но опыт предыдущих аварий показывает, что практика далеко не всегда совпадает с официальными заявлениями.
Тот же «СибурТюменьГаз» уже ловили на разливе угледоводородов - в 2015 году. В результате аварии на объекте «Нижневартовского ГПК» оказалась залитой нефтью территория площадью около 5 тысяч кв.м. Тогда управляющая компания «Нижневартовского ГПК» «СибурТюменьГаз» в лице гендиректора Александра Теплякова дезинформировала природоохранную прокуратуру, заявив о якобы «устранении нефтеразлива за счёт средств общества». Но экологи и представители Росприроднадзора по ХМАО-Югре обнаружили на месте ЧП, что никаких мероприятий не было проведено, выпавший снег накрыл нефтяной разлив, это означало, что к весне площадь зараженной территории увеличится, а вредные вещества попадут в водоемы.
«СибурТюменьГаз» тогда отчаянно сопротивлялся ответственности и перекладывал вину на обслуживающую организацию (подконтрольную собственному заводу). Более чем год участок оставался загрязнённым нефтью - компания не предпринимала никаких действий по устранению ЧП, а опасная жидкость продолжала растекаться и впитываться в землю. Тогда все закончилось административным делом.
Ещё в 2008 году Губкинский газоперерабатывающий комплекс, входящий в холдинг Михельсона, превысил нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в сбрасываемых сточных водах. Ростехнадзор тогда едва не остановил на три месяца работу Губкинского ГПК: в ходе проверки было выявлено более 20 нарушений экологических нормативов. Тогда всё обошлось вынесением предписания об их устранении и штрафом.
В 2010 году в Перми, на одном из предприятий «СИБУР Химпром», произошел выброс в атмосферу значительного количества диметилбензола и этилбензола. Сначала представители «СИБУРа», как видимо заведено в компании, отрицали её причастность к этому, однако, в результате проверок оказалось, что утечка действительно произошла из одной из ее установок.
В 2019 году на этом же предприятии произошел разлив технической жидкости из резервуара временного хранения солесодержащей воды. Тогда сообщили в МЧС, что опасности для жителей и окружающей среды не было.
В 2019 году за заводе холдинга «Полиэф» произошло два экологических инцидента - первый в июле, когда погибло
полтонны рыбы, а второй - в октябре. В результате обрушения бетонного резервуара на территорию завода и прилегающую к нему вылилось около 8 тонн неочищенных стоков. Тогда даже возбудили уголовное дело по факту нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Ущерб экологии следствие оценило в 164 млн руб.
В том же 2019 году в компании «Сибур Тобольск» выявили нарушения природоохранного законодательства. В реке Аремзянка обнаружили увеличение концентраций загрязняющих веществ: взвешенные вещества, сухой остаток, ХПК, кальцию, магнию, хлорид-иону. Тогда компании выдали предписания об устранении нарушений и составили административные протоколы.
И это всё только самые известные случаи. Получается, что «дочки» Михельсона как бы в порядке вещей наносят ущерб экологии, потом платят штрафы (да и то не всегда) и власти вопрос закрывают. Такой естественный круговорот экологических уронов, штрафов и закулисных разборок. Пока корпорации уверены в том, что способны ограничивать распространение информации, экологические катастрофы будут случаться с завидной регулярностью.