Size: a a a

Хемингуэй позвонит

2017 August 15
Хемингуэй позвонит
«Когда одолеешь определённое количество порядочной литературы, оказывается, что таковой больше не осталось. Приходится писать её самому». — Чарльз Буковски
источник
Хемингуэй позвонит
#пишемправильно

Вторник, а значит новый редакторский разбор. Сегодня — художественная литература от подписчика канала.

«Громкий выстрел прогремел на всю квартиру. И, судя по мокрым брызгающим отзвукам, чья-то голова разлетелась на куски, как нашпигованный петардами арбуз. Я бежал из кухни в соседнюю комнату со всех ног, попутно огибая препятствия в виде шкафов, полок и стульев. Гулкий топот расходился по квартире эхом и сопровождался моим ворчанием». — Дмитрий Сергиенко, «Бар».

Тут много всего.

«Громкий выстрел». Бывают ли тихие выстрелы, если стреляют в соседней комнате? Зачем нужно это прилагательное? Усилить эффект выстрела? Ну а вообще «громкий выстрел прогремел» — это масло масляное.

«И, судя по мокрым брызгающим отзвукам, чья-то голова разлетелась на куски, как нашпигованный петардами арбуз».

Что такое «брызгающие отзвуки»? Вы знаете? Я нет.

Сама метафора, прямо таки, скажем очень слабая. «Разлетелась как арбуз» — первое, что придет в голову начинающему писателю. Не только вам. Но и еще сотне начинающих писателей помимо вас. Придумайте что-то более оригинальное.

Ну а вообще, старайтесь навсегда отказаться от сравнений «разлетелась, как арбуз», «слезы, как утренняя роса», «я храпел, как писатель».

«КАК» — табу. Попробуйте писать метафоры без «как».

Пример? «Голова разлетелась на куски арбузными хлопьями». Ну хоть так, если уж вы так любите арбузы. Но никаких «как».

Едем дальше. С согласованием времен, тоже проблема. Выстрел «раздался», а я «бежал». К чему эта непрерывность действия? Да и сам глагол очень нейтральный, его следует заменить. Почему?

Потому что дальше идет сомнительное усиление «со всех ног». И возникло оно потому, что у нас есть глагол «бежал», который не отражает напряжения момента.

Было бы лучше, если бы автор написал:

«Я бросился в соседнюю комнату», «Я рванул в соседнюю комнату».

Идем дальше:

«попутно огибая препятствия в виде шкафов, полок и стульев». Это очень плохо.

Если автор хотел указать важность препятствий на пути героя и их «огибания», следовало написать «огибая шкафы, полки и стулья». Но и так писать не стоило — это не создает картины в голове читателя. Это мусор. Наберитесь терпения (или смотрите сразу в конец, где отредактированное предложение).

«Гулкий топот расходился по квартире эхом» — настолько чудовищный штамп, что у него не остается никаких шансов под резаком редактора.

«Сопровождался моим ворчанием». Учитесь отказываться от личных местоимений. Это очень заметный признак плохого пера.

Ну и сама ситуация — только представьте эту картину — герой рванул куда-то, огибая препятствия (от страха рванул) и еще ворчит в этот момент.

А как надо было написать? Это вопрос к автору (тут надо все переписать целиком). Но, исходя из имеющихся слов, я бы предложил другой вариант.

«За стеной грохнул выстрел. Кажется кому-то только что вышибли мозги. Я рванул в соседнюю комнату, чуть не разбив голову о стоящий у прохода шкаф».

Литературной ценности в этом абзаце тоже мало, но, я лишь отредактировал абзац, написанный автором и задача такой редактуры — показать эволюцию текста и литературные табу.
источник
2017 August 16
Хемингуэй позвонит
источник
Хемингуэй позвонит
Вы когда-нибудь пробовали писать художественные произведения на печатной машинке? Я занимался этим в школе — печатная машинка была у бабушки, которая преподавала русский язык. Я печатал тайком, потому что лента была на вес золота, и бабушка, конечно же, не одобряла расход ценного материала на мои литературные потуги. Я писал тексты, потом перематывал катушку на начало, чтобы никто не заподозрил преступления и прятал рассказы в своей комнате. Рассказы эти все, увы, потерялись. Не осталось ни одного.

Но вот кусок какого-то моего недавнего текста, навеянного «печатной» работой в детстве:

«Заперевшись в отцовском кабинете, я разложил на столе стопку бумаги. Светлые, не сверкающие белизной прямоугольники. На ощупь чуть шероховатые и слишком уж тонкие для серьезной работы. Так себе бумага. Как бы сказал отец, из такой без труда можно высечь неплохую новостную заметку, но никак не волнительное откровение. Заправив лист в барабан, я стал набивать текст, слушая как «Москва» клацает стальными зубами. Ход у машинки был беспокойный. При каждом ударе по клавишам, каретка вздрагивала и издавала нервный щелчок».

А вот вам любимые печатные машинки великих писателей.

https://goo.gl/s3EdCv
источник
Хемингуэй позвонит
Неплохая встреча от проекта «Настоящий писатель». Сегодня в 19-00. Москвичи — приходите.

https://goo.gl/MM8qf6
источник
Хемингуэй позвонит
#папиныдрузья

Мини-библиотека Telegram - @Minibooks. Книги, которые читаются за 10 минут.
источник
2017 August 17
Хемингуэй позвонит
«КУНСТКАМЕРА» @koonstkamera — всё, что вы любите, ненавидите или не понимаете в современной культуре.

Рекомендуем подписаться https://t.me/joinchat/AAAAAEK46RfxKNkvTdGSlw
#реклама
источник
Хемингуэй позвонит
Проект "44 эссе" продолжается. Вот свежая подборка произведений, присланных подписчиками канала. Негодуйте. Шлите в мой адрес ругательства. Но голосовалок больше нет.

https://goo.gl/bAKtzY
источник
2017 August 18
Хемингуэй позвонит
#литлинч

Продложаю литературные разборы, потому что вы хотите (и просите меня) оценивать качество присылаемых текстов.

«Эдгар Алан По однажды сказал: «Если уже первая фраза не содействует достижению единого эффекта, значит, писатель с самого начала потерпел неудачу».

Тут можно было бы и закончить, но раз уж текст попал под резак хранителей заветов Хемингуэя, продолжим препарировать его, дабы, покопавшись в кишочках авторского замысла, выявить и удалить хладнокровной редактурой очаг писательской беспомощности».

https://goo.gl/4hJd29
источник
Хемингуэй позвонит
«— Самое главное, Маркус, это первая глава. Если она читателям не понравится, остальное они читать не будут. С чего вы думаете начать свою книгу?

 — Не знаю, Гарри. Думаете, у меня когда-нибудь получится?

— Что?

— Написать книгу.

— Я в этом уверен».

Жоэль Диккер, «Правда о деле Гарри Квеберта»

Сколько раз вы откладывали книги из-за плохого начала? Первая глава — витрина вашего романа. И одновременно, о чем пишут, в частности Джон Труби и Роберт Макки — ваш роман в миниатюре. Об этом мало кто думает: бытует мнение, что первая глава — это стартовая площадка в романе. В ней что-то происходит и сюжет встаёт на рельсы повествования.

Но для хорошего дебюта (и как следствие — для хорошего романа) — этого недостаточно. Ваша первая глава должна отражать идею романа и одновременно контридею (а если вы не знаете, что это, вам лучше прочесть книги из списка подписчиков Хемингуэя, который я приводил и опубликую снова вскоре).

Первая глава — действительно сложна, потому что в ней — суть вашего романа. Да, вы скажете, что это все глупости и приведете в пример десятки романов, где просто что-то произошло (а иногда — ничего не произошло).

А я отвечу — первая глава отражает глубину последующих глав, объем романа, завораживает читателя, вовлекает его.

Помните это ощущение — не оторваться с первых страниц? Примеров масса, прочтите хотя бы первую главу романа «Ночной портье» Ирвина Шоу. В ней не только завязка сюжета, но и отражение контридеи романа (алчность разрушает).

Что вы скажете о первой главе своего романа — достаточно ли она хороша?
источник
2017 August 19
Хемингуэй позвонит
«— Вторая глава очень важна, Маркус. Она должна быть резкой, ударной.

— Как что, Гарри?

— Как в боксе. Вы правша, но в боевой стойке левый кулак у вас всегда впереди: первым прямым ударом вы оглушаете противника, а затем мощным ударом правой укладываете его на месте. Вот такая и должна быть ваша вторая глава: прямой удар в челюсть читателю».

Жоэль Диккер, «Правда о деле Гарри Квеберта»

Сама книга оказалась на удивление разочаровывающей. Нет, это добротный американский роман, но он слишком растянут и сократить текст следовало как минимум вдвое.

Вспоминаем Эрнеста Хемингуэя:

«Если писатель перестает наблюдать, то он конченый писатель. Но наблюдает он бессознательно, не думая о том, как это может быть использовано.

Однако позже все, что писатель увидел, отстаивается в огромном запасе его знаний и наблюдений. Если это представляет интерес, то могу рассказать о своей работе, которую строю по принципу айсберга, у которого на поверхности только одна восьмая часть, а остальные семь восьмых скрыты под водой. Все, что вы знаете, вы можете опустить, и это только усилит ваш айсберг.

Если же писатель опускает то, чего не знает, но должен знать, то тогда у него в рассказе появляются трещины и дыры. «Старика и море» можно было растянуть на тысячу страниц, описав каждого обитателя деревни, рассказав, как он живет, как родился, учился, женился и т. д. Другие писатели делают это неплохо и даже превосходно.

В литературном творчестве вы ограничены тем, что уже хорошо сделано до вас. Поэтому я пытался найти что-нибудь еще. Прежде всего я старался устранить все лишнее, передавая читателю мысли, поступки и переживания так, чтобы он или она почувствовали, что прочитанное ими стало частью их жизненного опыта и как бы происходило на самом деле. Это очень трудно, и я трачу очень много сил на это».
источник
Хемингуэй позвонит
Сегодняшний день я посвятил прочтению текстов, что вы присылаете на проект «44 эссе». И сказать я могу лишь одно: прикрываясь мнимым вдохновением, вы игнорируете суть проекта, суть писательства, суть творчества, о котором я тут распинаюсь.

Вы думаете, что вы пишете рассказы, но в действительности это — набор мыслей, образов, ситуаций, не имеющих отношения к драматургии. Рассказ — законченная форма. Да, я сам грешен — и втиснул в «44 эссе» свои пару-тройку рефлексий. Текстов, в которых отсутствует структура, драматургические ситуации. Текстов, на которые не стоило тратить ваше время. Но тщеславие — опасная штука. В погоне за вашим вниманием я поддался соблазну (осознанно, осознавая, что иду на сделку с совестью) и выложил тексты, которые не нужно было писать.

Но я знаю, что в них не так. Знаете ли вы, что не так с вашими текстами? Знаете ли вы что такое конфликт? Чем фокальный персонаж отличается от второстепенного? Что такое конфликт, кульминация и развязка.

Рассказ — это структурированное произведение, где есть обязательные элементы. Вы же пишете набор слов, и говорите мне — вот, это мой рассказ. Но это не рассказ, слово поток без формы, ритма. Пустота, за которой нет знаний. Вы прикидываетесь художниками-кубистами, абстракционистами, которые не научились рисовать человека, утверждая, что знание человеческой анатомии для художника — отнюдь не обязательное условие.

Вы ничего не знаете об анатомии рассказа. И более того — вы не хотите узнавать, утверждая, что писать по учебникам — признак литературного рабства. «Я хочу свободы в творчестве», — кричите вы, выдавая беспомощность и лень за литературный нигилизм. Вы ленивы. И никогда не напишете ничего стоящего (никогда, я повторю), если продолжите игнорировать знания, накопленные веками, знания, которые — слава издателям — доступны теперь всем и каждому.

Если вы не прочтете (и не собираетесь читать) книги из списка подписчиков Хемингуэя, эти литературные учебники, ценность которых сложно переоценить, вы лучше рефлексируйте в семейном кругу и пичкайте своими рассказиками родственников, которые, воздавая дань вашему «таланту», будут кричать от восторга.

Я же скажу ещё раз — вы никто. И не станете кем-то, и уж тем более писателями — если не инвестируете время в самообразование.

Мой канал для вас бесполезен, потому что вы подписались на него не за тем, чтобы лучше писать. Вы сделали это, чтобы создать в своём мозгу иллюзию, что вы чему-то учитесь, что читая мои слова, вы станете писать лучше. Не станете. Потому что вы пропускаете все, что я пишу мимо ушей. Да и пишу я «по верхам» — моя задача не учить вас, а разжечь в вашем сознании искру, что станет причиной большого огня, что толкнет вас на путь учебы литературному мастерству.

Ни один присланный вами текст не отвечает требованиям проекта 44 эссе. Напомнить их вам?

— Начать с ситуации
— Конфликт
— Активный главный герой
— Арка персонажа
— Структура: завязка, кульминация, развязка

Вы ленивы. Вы не хотите учиться. Вы не станете писателями — вы так и останетесь графоманами, марающими бумагу на радость членов семьи. Но ни одно издательство не возьмёт вашей рукописи, потому что публикуют только тех, кто достиг профессионализма в творчестве.

Вы не можете прийти в ресторан и сказав, что любите готовить «хрючево» для друзей (что-то малосьедобное с точки зрения знатока гастрономии, но они ведь кричат, что вкусно!), потребовать, чтобы вас сделали шеф-поваром. Вы не можете прийти в госпиталь и, сказав, что вам нравится резать мясо, потребовать сделать вас хирургом.

Вы создали в своих головах опасную иллюзию — знание грамматики, орфографии и пунктуации не делает вас писателем.

Сейчас вы — никто. Чтобы стать кем-то нужно время. Научитесь идти вперёд. Оступаться. Падать. И снова вставать, взяв в руки литературные учебники.
источник
2017 August 20
Хемингуэй позвонит
Знакомы ли вы с творчеством писателя Сергея Самсонова?

Результаты:
Да, читал!: 11
Знаком, но не читал: 22
Это кто такой?: 488 ■■■■■■■■■
источник
2017 August 21
Хемингуэй позвонит
Попросил Сергея Самсонова дать советы начинающим писателям.

«Если вас нельзя опознать по одному абзацу, то вас вообще никто никогда не узнает».

https://goo.gl/AufHoy
источник
2017 August 22
Хемингуэй позвонит
«Я стараюсь изгнать из рукописи причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Причастия делают речь угловатой, громоздкой и разрушают мелодию языка. Они скрежещут, как будто танки переваливают на своих гусеницах через каменный завал».

https://goo.gl/sXuZQ4
источник
Хемингуэй позвонит
#папиныдрузья
Канал @cultpop предлагает снять мудрецов с пыльного немого пьедестала и наконец дать им возможность нас научить.
источник
Хемингуэй позвонит
«— Мне бы хотелось научить вас писать, Маркус, не затем, чтобы вы просто умели писать, но чтобы вы стали писателем. Потому что писать книги — это пустяки: писать все умеют, но не все при этом писатели.

— А как человек узнает, что он писатель, Гарри?

— Никто не знает, что он писатель. Ему об этом говорят другие».

Жоэль Диккер, «Правда о деле Гарри Квеберта».
источник
2017 August 23
Хемингуэй позвонит
Эмоциональная реакция   не возникает спонтанно. Драматурги (самый яркий пример— Шекспир) прекрасно знали, как привести зрителей к катарсису. Спонтанность великого художественного произведения — такая же иллюзия, как мысль, что можно написать великий роман, пренебрегая знаниями структуры драмы.

Список последователей Хемингуэя: 7 книг (+бонус), без которых вы ничего не напишете.

https://goo.gl/Atmxq1
источник
Хемингуэй позвонит
В субботу, 26 августа, в рамках Московского фестиваля прессы пройдет мастер-класс «Как написать бестселлер».

Журналист Олег Жданов — литературный обозреватель, автор книги «Возвращение к языку. Наглый самоучитель журналиста, райтера и писателя» — раскроет секреты написания удачного текста:

«Я расскажу, что такое бестселлер с точки зрения совершенно конкретных вещей — денег, количества страниц, уровня славы и её бонусов. Мы поговорим о последовательности действий по созданию бестселлера, а также препарируем один из самыхуспешных романов этого года — «Тайна трёх государей» Дмитрия Миропольского — на ингредиенты: разложим сюжет, проанализируем героев, локацию и композицию».

Жданов уверен: необходимо вовремя обнаружить в себе графомана и пристрелить его. Хотите заработать первый миллион на книге? Приходите 26 августа в 17:00 в шатер Книжной зоны.

Вход свободный. Кодовое слово «Хемингуэй позвонит» гарантирует получение подарка от организаторов.
источник
2017 August 24
Хемингуэй позвонит
Писательство — наркотик?

Результаты:
Да! Если не пишу — ломки!: 114 ■■■■
Ничего подобного: 171 ■■■■■■
источник