Интеллектуалы-предатели (1)
Мы ждали этого момента, и вот он пришел. Наконец-то нашелся кто-то, кто честно встал и сказал, что французские интеллектуалы обосрались перед лицом «Желтых жилетов». И кому такое не заявить, как не американцу, преподающему в Сорбонне? Некий
Гэбриел Рокхилл пишет для LARB: «Хотя Франция имеет репутацию страны с левой интеллигенцией, некоторые из наиболее известных левых теоретиков, включая самопровозглашенных знаменосцев „духа 68 года“, решительно настроены против этого движения или предостерегают от участия в нем. Эта разобщенность между важными сегментами профессиональной интеллигенции и одним из самых мощных общественных движений последних лет поднимает очень серьезные вопросы, касающиеся политики интеллектуальной жизни и, в более общем плане, взаимоотношений между литературой и протестом».
Все это тем более весело, что Макрон считает своими учителями Рикера, ассистентом которого он работал, и Балибара, под руководством которого писал диплом. Может потому Макрон не такой идиот, чтобы слушаться новых философов вроде Паскаля Брукнера, который требует покончить с ЖЖ как с попыткой анархо-фашистского государственного переворота.
Но вот как на ЖЖ отреагировали другие: «Один из самых выдающихся представителей французской интеллигенции, Ален Бадью, в течение нескольких месяцев хранил удивительное молчание о движении, и это молчание убедительно свидетельствовало о его позиции. 10 марта этого года он, наконец, опубликовал статью, в которой объяснил, что когда началось движение, в нем не было ничего политически нового или прогрессивного. Напротив, он объясняет, что ЖЖ консервативны и реакционны, требуя от буржуазной власти сохранения или повышения своей покупательной способности. Это экономически невозможно, по крайней мере, согласно его высказыванию экс кафедра по этому вопросу, что полностью соответствует позиции правящего класса (эту оценку убедительно опроверг Борис Кагарлицкий)». Ну, и вообще, ЖЖ не достает политического сознания и они сборище идиотов.
Жижек, с точки зрения Рокхилла, точно так же как Бадью виноват в предательстве и его вину тоже доказал Кагарлицкий. (Хотя все, что сказал Жижек, сводилось к полемике с анархо-популистами, которые не хотят для движения единого лидера или партии ленинского типа).
Рансьер тоже выглядит каким-то предателем, но несколько более осторожным. Он точно так же, как и остальные философы в отношении ЖЖ занимает позицию третьего лица — «они», чтобы не дай бог не занять позицию лица первого «я» или «мы». Тем не менее, Рансьер хотя бы «решительно заявил, что „у тех, кто бунтуют, нет причин делать это больше, чем не делать этого, а зачастую и меньше“. Таким образом, „восставшие люди“ представляются как анонимная, бездумная масса, которая внезапно без видимой причины поднимает голову, в необъяснимом случае, который возникает независимо от какого-либо определенного отношения к материальным силам или политической философии и влиянию вовлеченных лиц… Однако, как и в мае 68-го, для буржуазных интеллектуалов восстания часто возникают из ниоткуда, именно потому, что они не вовлечены в постоянную ежедневную борьбу, из которой они возникают. Это также объясняется, по крайней мере частично, относительной слепотой по отношению к современным формам классовой борьбы. Весьма показательно в этой связи, что Рансьер в интервью, опубликованном 11 января 2019 года, пытается по-новому определить отношения между богатыми и бедными как символические, а не материальные…» Странно, что здесь Рокхилл справился сам, без помощи Бориса Юльевича.