Pain Of Salvation — 'Panther' (2020)
Каждый новый альбом Pain Of Salvation — это будто бы вояж в незнакомую страну. Сколько путеводителей заранее ни прочти, сколько вещей ни упаковывай в чемоданы, как ни примеряй опыт предыдущих путешествий — обязательно встретишь много нового и диковинного. Не факт, что все эти приключения придутся по нраву, но крайняя увлекательность непременно гарантирована.
Вышедший в 2017 году альбом 'In the Passing Light of Day' был буквально выстрадан Даниэлем Йильденлёвом после его многомесячной борьбы с болезнью. Сплавив воедино риффоориентированность ранних релизов с тонкой мелодикой, замешанной на обнажённых эмоциях и размышлениях о хрупкости человеческой жизни, этот диск стал во многом уникальным в дискографии группы и в жанре вообще — как по общему уровню материала, так и по его хитовости.
Следующий же альбом, 'Panther', появившийся три с половиной года спустя, ожидаемо-неожиданно совсем другой. Да, пожалуй, прыжок в сторону сделан не столь резкий, как в середине нулевых, когда после театрального, арт-рокового и почти эзотерического 'BE' группа выпустила тяжеленный 'Scarsick' с его ню-металлическим привкусом. Но тем не менее, контраст по сравнению с предшественником заметен с первых секунд. Мрачный, лихорадочный, движущийся как бы толчками трек "Accelerator" сразу окутывает слушателя тревожностью — за счёт совершенно безумного барабанного паттерна Лео Маргари и многослойных эмбиентных аранжировок. Альбом и в целом весьма примечателен ОЧЕНЬ мощным упором на саунд, насыщенный текстурами. При этом в ход идут не только синтезаторы и эффекты, позаимствованные из экспериментального и абстрактного техно, но и гитары. Зачастую одно сложно отличить от другого, и такой «гибридный» звук роднит 'Panther' с вышедшим годом ранее 'Pitfalls' от норвежцев Leprous.
Гипнотический трек "Wait" продолжает ту же тенденцию — но с той разницей, что работает уже в балладном ключе (уж насколько слово «баллада» уместно в контексте этого альбома). Какой восхитительный трюк — заманить слушателя повторением ясной, легко читаемой мелодией припева, а после резко оборвать её на полутакте. Такие композиции не передают тревожность, а втягивают в эту тревожность самого слушателя.
Далее смелые звуковые манёвры не заканчиваются: очередные хирургические синкопы в треке "Restless Boy" сочетаются с ломаными риффами а-ля Meshuggah и всё более сгущающимися эмбиентными подложками. В середине же альбома на нас надвигается заглавный трек "Panther", где из-за всего этого эмбиента на слушателя напрыгивает поп-фанк-металлический атас под стать Linkin Park, а сам г-н Йильденлёв принимается оголтело рэповать (как он, впрочем, уже делал годами раньше на "Used" или там "Spitfall"). Однако, несмотря на столь контрастную стилистику (и весьма незатейливый, но въедающийся в мозг рефрен "How does it feel to be you…"), трек на удивление органично встраивается в тело альбома.
Завершает же эту непростую поездку относительно традиционный (по сравнению с остальными треками) «большой» прог-номер "Icon". Это единственная композиция на диске, где есть гитарные соло и неспешно развивающийся инструментал, поэтому адепты олдскульного прогрессива смогут перевести дух, а также насладиться впечатляющим припевом и как всегда гиперэмоциональной вокальной подачей Даниэля Первого.
Что ж, Pain Of Salvation и двадцать с лишним лет спустя продолжают осваивать новые для себя звуковые территории — и, в большинстве случаев, с успехом. Что примечательно, такое маневрирование заставляет звучать по-новому даже, казалось бы, уже пройденные стилистические изыски. Вроде бы сколько переиграно шведами этих математических риффов — ан нет, и их, как оказалось, можно подать как блюдо первой свежести. Собственное лицо, авторский стиль, уникальный тон дискурса, мощная энергетика — всего этого на 'Panther' навалом. Запаситесь временем, берите тарелку и ложку побольше и готовьтесь умять солидную порцию прога, приправленного электронным эмбиентом
.