ПРОКЛЯТЫЕ ВОПРОСЫ #14: БИБЛИЯ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. ЧАСТЬ 3В прошлых двух публикациях о соотношении Библии и современной науки (
1,
2) мы немного говорили об историчности повествований Ветхого Завета, археологии и символизме некоторых сказаний. Сегодня же речь пойдет о
соотношении Писания с современными критериями историографии.Думаю, Вы неоднократно слышали, что Библию нельзя считать надежным историческим источником, потому как
в ней есть фактические противоречия. Эти «противоречия», в свою очередь, становятся оружием в руках историков, утверждающих, что поскольку Библия содержит ошибки, мы в принципе не можем доверять информации, отображенной в ней. Тем не менее, все честные перед собой и Писанием библеисты знают, что подобного рода «противоречия» имеют свое объяснение.
Например, в 3 Цар. 4:26 говорится, что у Соломона было 40.000 стойл для коней, а во 2 Пар. 9:25 — что 4.000. «Ну явное же противоречие!» — кричат скептики. Однако я бы хотел обратить Ваше внимание, на три момента:
1. Если задаться целью,
эти «противоречия» можно согласовать. Так, слово «стойло», используемое в двух отрывках, по своей форме немного отличается: אֻרְוֺ֥ת (урвóт) в 3 Цар. 4:26 и אֻֽרְי֤וֹת (урйóвт) во 2 Пар. 9:25 соответственно. Этот факт дает основания некоторым исследователям предполагать, что в одном случае речь идет о конюшнях, а во втором — о стойлах. То есть у Соломона могло быть 4.000 конюшен, содержащих 40.000 стойл.
2. С другой стороны, вполне возможно, что
в этом месте в еврейском тексте могла быть допущена ошибка переписчика, который вместо 4.000 написал 40.000. Для многих этот факт кажется ужасающим, однако не стоит забывать, что у нас есть Септуагинта (III–II до Р.Х.), и в ней (3 Цар. 10:26) говорится, что у Соломона было 4.000 стойл. Поскольку масоретский текст Ветхого Завета значительно позже Септуагинты [1], последняя может отражать более раннюю традицию и, что самое главное, корректный перевод оригинала. Соответственно,
в самом еврейском оригинале ошибки не было, а появилась она уже в процессе передачи библейского текста.
3. Наконец, необходимо понимать, что
древняя история, в отличие от современной, не была зациклена на точной статистике. Читая древних авторов, Вы будете раз за разом сталкиваться с преувеличениями и обобщениями данных. Это никоим образом не говорит, что они описывают ложь; это говорит лишь о том, что для них цифры — понятие относительное, призванное создать ощущение масштаба происходящего.
С большой долей вероятности можно предположить, что никто после масштабной битвы не ходил и не пересчитывал по несколько раз трупов, чтобы предоставить читателю выверенные статистические данные. Зачастую, все такого рода «подсчеты» делались на глаз, и читателю сообщались лишь приблизительные показатели, потому как статистика, еще раз повторюсь, не была составной частью древней историографии. Понимая это, многие «числовые противоречия» в Библии пропадут сами собой.
Исходя из этого, важно отметить следующее: приводя эти данные, библейские авторы хотели описать огромный масштаб конницы Соломона, чтобы
подчеркнуть его непослушание Закону Божьему, который запрещал царям увеличивать число своих скакунов (Втор. 17:16). Их целью было не предоставить статистику, но указать читателю, что будущее падение Соломона состояло, в частности, и из таких мелочей, как постепенное увеличение конницы, что символизировало его недоверие Богу и возложение своей надежды на государственную армию.
Таким образом, этот пример явно демонстрирует нам, что
применение критериев современной историографии к древним текстам ошибочно по своей сути, потому как они писались с совершенно иной перспективы. С другой стороны, в Библии есть немало «противоречивых» историй (например, смерть ап. Иуды), которые также всплывают в подобного рода разговорах.
Продолжение следует.
———————
[1] Фабри Й. Х.
Текстовая основа изданий еврейской Библии //
Введение в Ветхий Завет / под ред. Э. Ценгера. — М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008. — с. 48–54.
#проклятые_вопросы