Как блокчейн изменит искусство? Медиа-буча из 2018 года
Если посмотреть, о чем писали арт- и деловые медиа в 2018 году, то найдем достаточно много текстов о том, как блокчейн изменит не только торговлю искусством, но и искусство. Одну колонку за другой тогда, например,
писала в Forbes Елена Завелева — основательница ярмарки CADAF. Родной Артгид выпустил аж две статьи про
будущее арт-рынка и блокчейна и о компаниях, которые
уже внедрил технологию в практику. Дочь арт-дилера Александра Дадиани (погуглите «Дадиани, Рубенс, Эрмитаж»)
продавала по кусочкам работу Энди Уорхола с помощью блокчейна. Маркетплейсы NFT были в зачаточном состоянии, криптокотята и криптопанки смешили тех, кто «не в крипте», а VICE
делал репортажи с аукционов, где продавали мемы с лягушонком Пепе.
Однако самая интересная статья из 2018 года — беседа на «Афиша Daily» Ольги Шишко, художницы Ив Суссман и Михаила Либмана — основателя криптоплатформы snark.art.беседа на «Афиша Daily» Ольги Шишко, художницы Ив Суссман и Михаила Либмана — основателя криптоплатформы
snark.art.
Шишко: Мне очень нравится, что художники вспарывают реальность эстетики блокчейна таким жестом. Потому что я вижу в блокчейне очень старую модель мечты. Блокчейн был создан как воплощение идеи сопричастности и деления. И до него существовали подобные проекты — например, коллективная покупка произведения Пикассо, когда меценаты вложились в эту работу, чтобы предотвратить продажу произведения и оставить его в музее Базеля. Здесь же произведение искусства меняет эстетическую позицию. Деление на множество самостоятельно живущих фрагментов меняет его качество: это не копии, не офорты, это создание новой среды, которое эстетически очень подходит к новому социальному устройству и развеществленности мира. Мы как будто расщепили сегодня мир на атомы, но каждому из них дали позицию важной единицы — каждый атом обладает важными качествами работы. Каждая часть становится уникальным произведением.
— Как вам удалось соблазнить Марину Лошак (директор Пушкинского. — Прим. ред.)? Последнее время она только и делает, что говорит о блокчейне.
Шишко: Ее больше волнует не блокчейн, а концепция совместного потребления (shared ownership). Философия шеринга ей близка. Ей интересно создавать новую коллекцию, разделяя ее с другими музеями, и не нужно забывать, что для нас это еще и стратегический шаг: медиа-арт дает нам возможность не только создавать общие коллекции с другими институциями и показывать их попеременно, но также строить новые мосты между культурами. Искусство всегда шло впереди жизни, и в нашем случае мы можем позволить себе мыслить эти связи как политический жест. А сам термин «блокчейн» я бы на что-то уже заменила — он как прошлогодний снег.