ChernobylКрайне впечатлен «Чернобылем» производства HBO. Глубоко, достоверно, качественно. Тот редкий случай, когда в происходящее на экране веришь. Единственный случай, когда после окончания сериала не смог удержаться, встал и поаплодировал создателям сериала перед монитором.
Вдвойне удивлен, что у Юхана Ренка и Крейга Мазина получилось настолько убедительно передать атмосферу и дух позднего СССР, особенно учитывая их послужной список (Мазин занимался производством второсортного массового кино, его коллега-режиссер попсовыми сериалами и клипами).
Игра актеров прекрасна, особенно поражает их мимика и жестикуляция, максимально аутентично (в иностранном исполнении) передающая спектр эмоций, свойственный советскому человеку. Кроме пары моментов à la «сбросить с вертолета» и «расстрелять» в повествовании отсутствует клюква. Костюмы, декорации, техника, места съемок подобраны выше всяких похвал. За исключением пластиковых окон и постсоветского хаотичного остекления зданий (Припять снимали в Литве), я не заметил в сериале ни одного значимого визуального ляпа.
Видно, что авторы сериала основательно ознакомились с хроникой устранения аварии на ЧАЭС, советской культурой, уместность цитирования которой в фильме поражает. Так, одна из серий начинается облетом мозаики «Кузнецы современности» под магнитофонную запись отрывков из стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», тем самым ненароком образно переплетая жертву ликвидаторов чернобыльской катастрофы и защитников СССР от гитлеровского вторжения:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
В фильме нашел отражение подвиг практически всех борцов с бедствием: пожарных, врачей и медсестер, водолазов, шахтеров, вертолетчиков, солдат. Особенно запомнилась сцена, в которой генерал Пикалов отказывается посылать солдат для измерения уровня радиации у взорвавшегося реактора и отправляется к нему сам. «Чернобыль» лишен всякого пафоса, что придает показанным в нем действиям ликвидаторов особый героизм. На контрасте с героизмом ликвидаторов показаны присущие позднесоветским бюрократам халатность, наглость, покрывательство, показушничество, их трепет перед западной прессой.
Что порадовало, так это полное отсутствие какой-либо намека на сексуализацию персонажей, даже молодых супругов. Так, умирающий от лучевой болезни Василий Игнатенко в свои последние часы просит жену рассказать, что за окном московской больницы. Отношения между советским ученым Легасовым и его коллегой Хомюк носят строго формальный характер, они связаны нравственным долгом. Персонажи главных протагонистов Легасова и Щербины намеренно состарены и выглядят на 10-15 лет старше своих исторических прототипов.
Отсылки к христианским корням жертвенности сделаны очень тонко и ненавязчиво: зачитыванием стихотворения Симонова с его «крестами русских могил» и церковным хором в постскриптуме.
Слышал, что «Чернобыль» посмотрел Мединский, и сериал ему даже понравился. Может он расскажет своему другу, главному православному оскароносцу, что при изображении подвигов и трагедий нашего народа необязательно вставлять «покажи сиськи», крестики и молитвенные чудеса в каждый фильм?