РЫНОК ГОСДОЛГА, ОФЗ И MMT. Можно констатировать, что в российском рейтинговом агентстве АКРА не слышали о таких понятиях как
современная денежная система и какую функцию в ней играет
рынок госдолга.
Исследование АКРА делает неплохой экскурс в историю развития рынка и прогнозы на будущее, но в выводах – безграмотность. Будто ликвидности в экономике не хватит для размещения госдолга, а наращивание государственных заимствований вызовет рост ставок и вытеснит корпоративных заемщиков.
👉 В современной системе, даже российской, Центробанк таргетирует ключевую ставку, а все другие рублевые ставки привязаны к ключевой и прогнозам её изменения. Дефицит бюджета является вливанием ликвидности в систему, а размещение гособлигаций – изъятием этой ликвидности, по сути, в монетарных целях. Следовательно, недостатка ликвидности по причинам, связанным с размещением госдолга, не бывает. АКРА пытается ввести понятие "длинной ликвидности", неизвестное науке и практике, но не дает ему расшифровку.
👉 АКРА не заметило тенденцию последних месяцев, когда Минфин начал занимать через ОФЗ с переменным купоном (флоатеры) и вышел на темпы, необходимые для выполнения плана - 150-200 млрд. в неделю, 2 трлн. руб. на 4кв.2020. Флоатеры с удовольствием покупают крупные банки, даже на срок 5-10 лет. Такие ОФЗ не несут ценового риска и нагрузки на капитал, а доходность по ним выше других инструментов размещения ликвидности – 4.7% против 4,2%.
👉 Государство с помощью банков всегда может разместить любой объем ОФЗ. Тип ОФЗ и сроки – выбор Минфина, исходя из ситуации на рынке. Если длинные ставки высокие, нет спроса в дальнем конце кривой от нерезидентов, всегда можно разместить любой объем коротких ОФЗ или флоатеров в банках по ставкам, которые близки к ключевой. Ключевая ставка – это установка Банка России, а не рынка.
👉 Призывы к Банку России включить долгосрочное РЕПО (анонсировано, но не реализовано) или прямые покупки ОФЗ (пока не рассматриваются) необходимы не для размещения госдолга, как считает АКРА, а для других целей – для управления ликвидностью и ставками общепринятыми в мире способами. Вместо покупки золота и инвалюты Центробанки совершают операции с госдолгом на вторичном рынке. Сейчас многие ЦБ используют такие операции для таргетирования не только коротких, но и длинных ставок, что также имеет смысл для обеспечения нормального функционирования финансовой системы.
👉 "Эффект вытеснения" (crowding out) в финансовом смысле невозможен в современной денежной системе. Как кредиты создают депозиты, так и госдолг создает высоколиквидные активы у банков и/или нефинансового сектора, что скорее увеличивает их финансовые возможности. Crowding out может проявиться в реальном смысле, когда из-за динамики расходов и дефицита вырастет инфляция, ключевая ставка, частному сектору будет доступно меньше реальных ресурсов, но не финансовых.
PS. Выдержки из исследования, которые вызывают недоумение:
⛔️ По мнению АКРА, емкость данного рынка ограничена, учитывая небольшой объем длинной рублевой ликвидности в экономике и специфику бизнес-предпочтений инвесторов-резидентов (в том числе банков…)
⛔️ Наращивание госзаимствований может создать эффект "вытеснения" с рынка корпоративных заемщиков, а текущий профиль погашения госдолга, приведет к увеличению валовых заимствований, принимая во внимание рост погашения госбумаг в ближайшие годы.
⛔️ АКРА отмечает наличие двух факторов риска, способных повлиять на реализацию программ заимствования в ближайшие годы. 1) может уменьшиться срочность размещаемого долга… Описанная тенденция потенциально негативно повлияет на доходность… 2) эффект "вытеснения" будет усиливаться, что оставит частному сектору меньше возможностей для заимствований внутри страны.
⛔️ Дополнительные возможности банковского сектора абсорбировать растущее предложение гособлигаций ограничены, несмотря на менее существенную долю госдолга в активах банков в России по сравнению с другими странами.
⛔️ В отличие от банков и финансовых компаний возможности нерезидентов инвестировать в российский государственный долг практически не ограничены.