По данным Росстата, годовая инфляция в январе 2021 года
достигла почти 5,2%. Со стороны выглядит угрожающе, но в действительности более или менее соответствует ожиданиям Центрального банка. Учитывая, что ряд экспертов и аналитиков ожидали приближения показателя к 6%, это можно считать даже неплохим результатом.
Отчасти это объясняют тем, что, несмотря на
трудности в поддержании заявленных соглашений по регулированию цен, меры правительства по ценовому контролю всё-таки дали положительный эффект.
В Минэкономразвития, впрочем, регулированию дают не лучшую оценку: по словам Решетникова, принятых правительством мер для сдерживания роста цен на продовольствие оказалось недостаточно, но «на сегодняшний момент потребности в продлении соглашений нет».
В нашем случае сказать определённо, насколько ограничения сыграли благоприятную роль, а насколько всё рассосалось «само собой», пока трудно. По оценке Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, усилия правительства по сдерживанию цен на продовольствие
сэкономят гражданам России всего 62 рублей в месяц.
Понятно, что раз результатом не очень довольны даже хронические оптимисты из правительства, проблемы есть.
Счётная палата, тем временем,
предупреждает о риске дефицита товаров, и призывает своевременно снять административные ограничения. Среди поводов для опасений: вероятность ажиотажного спроса на товары по сниженным ценам и сопутствующий дефицит, резкое возвращение цен к «нормальному» уровню после отмены ограничений.
Такой взгляд во многом оправдан, но он не учитывает того, что риск дефицита может быть скомпенсирован расширением предложения проблемных товаров благодаря льготам и субсидиям — и этим, в общем, российское правительство
действительно занимается.
Во-вторых, рост цен не всегда обусловлен объективным дефицитом продукции и может быть усилен, например, после первичного повышения дальнейшими инфляционными ожиданиями.
В этом смысле решения правительства могли бы сыграть благоприятную роль. Достичь большей результативности можно было бы более скоординированной политикой, например, связанной также с ослаблением импортных тарифов.
В любом случае, можно порадоваться, что правительство не делает ставку на дальнейшее «закручивание гаек». Отменять, конечно, регулирование в любом случае будет нужно — время всегда играет против регулятора по мере того, как игроки на рынке осваивают новые пути в обход ограничений и накапливаются негативные эффекты от «искажения рыночных сигналов».
Однако это не значит, что регулирование цен само по себе следует отбросить: постоянные или временные меры контроля над ценами в различных отраслях являются обычной практикой всех развитых и не очень развитых рыночных экономик мира, призванной сгладить чрезмерно резкие колебания цен, снизить неопределённость и расширить горизонт планирования производителей и потребителей.
Повышать эффективность инструментария необходимо, не забывая, что контроль над ценами в частном секторе должен носить «сезонный» характер, не подменяя собой ценообразование.
#комментарий #НовыйКурс