Size: a a a

2018 April 05
Полка
источник
Полка
"Полка" разбирается, почему Каренина не подала на развод, а вместо этого поехала на станцию Обираловка. Спойлер: потому что от жены в бракоразводных делах того времени мало что зависело, и для мужа всё это было тяжело и унизительно https://polka.academy/articles/505?block=767
Полка
Почему Каренина не развелась?
На первый взгляд, такой вариант был возможен: после того, как Анна оправилась от родильной горячки, Стива Облонский приезжает к Каренину просить о разводе, и тот после некоторых терзаний соглашается — но почему-то вместо того, чтобы заняться необходимыми формальностями, Каренина с Вронским уезжают в Италию. На самом деле всё не так просто. Как объясняет в разговоре с Карениным адвокат, по законам того времени существует три основания для развода: длительное отсутствие одного из супругов, физические недостатки, мешающие деторождению, и документально зафиксированное прелюбодеяние. «Зафиксированное» — это значит, что факт прелюбодеяния должен быть подтверждён одним из супругов в присутствии трёх свидетелей (после этого уличённый (-ая) в грехе не имеет больше права вступать в брак при жизни супруга). В случае с Карениным возможен лишь третий способ, и чтобы не ставить под удар честь и будущее счастье своей жены, он должен сам инсценировать прелюбодеяние, пригласив заранее трёх свидетелей, — именно по такому экстравагантному…
источник
Полка
"Романы кончаются тем, что герой и героиня женились. Надо начинать с этого, а кончать тем, что они разженились, то есть освободились. А то описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно, что, описывая путешествие человека, оборвать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам" // Лев Толстой, Дневник, 30 сентября 1894 года
источник
Полка
А вот еще несколько книг середины XIX века — времени, когда русские писатели (возможно, начитавшись Жорж Санд) начинают сомневаться в незыблемости брака и пересматривать границы морали. «Произведения этого круга за немногими исключениями показывают женщину в положении жертвы: в лучшем случае она удовлетворяется предписанным «счастием», в худшем — её ждёт трагическая гибель». Как писал (чуть позже) философ Дени де Ружмон, «Если бы не существовало прелюбодеяния, что бы тогда случилось со всей нашей литературой?» https://polka.academy/lists/98
источник
Полка
И снова о «Карениной»: пытаемся разобраться, что значит эпиграф "Мне отмщение, и Аз воздам". Казалось бы, смысл понятен: Бог наказывает человека за грехи, Анна согрешила — силы небесные отправили её под поезд. Но тут же возникают вопросы. Анна в романе не выглядит исчадием зла, которое заслуживает смертной кары, — она жертва собственных страстей, но не более. Вокруг неё живут десятки людей, которые грешат легко и непринуждённо, и никакая карающая длань на них за это не снисходит. Анонсированный в эпиграфе Божий суд крайне избирателен и необъективен. Версия Викентия Вересаева: жизнь для Толстого по природе своей светла и радостна, человек сам загрязняет её малодушием, страхом и ложью, если человек не следует таинственно-радостному зову, звучащему в его душе, если он робко проходит мимо величайших радостей, уготованных ему жизнью, кто же виноват, что он гибнет в страхе и муках? https://polka.academy/articles/505?block=799
Полка
В чём смысл фразы «Мне отмщение, и Аз воздам»?
Слова «Мне отмщение, и Аз воздам» звучат в библейской книге Второзаконие, где их произносит разгневанный на людей Иегова, и затем повторяются в Послании к римлянам апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Казалось бы, смысл понятен: Бог наказывает человека за грехи, Анна согрешила — силы небесные отправили её под поезд. Но тут же возникают вопросы. Анна в романе, мягко говоря, не выглядит исчадием зла, которое заслуживает смертной кары, — она жертва собственных страстей, но не более. Вокруг неё живут десятки героев романа, которые грешат легко, непринуждённо и в гораздо больших масштабах, и никакая карающая длань на них за это не снисходит. Анонсированный в эпиграфе Божий суд крайне избирателен и необъективен. Сломав спину Фру-Фру и разбив жизнь Анны, Вронский в сущности действует одинаково Владимир Набоков Борис Эйхенбаум в своей книге «Лев Толстой. Семидесятые…
источник
2018 April 06
Полка
Читатели интересуются: а где просмотреть полностью основной список «Полки»? Вот он — 108 книг, отобранных экспертами; можно отсортировать их по рейтингу (то есть по количеству полученных голосов), по времени создания и по алфавиту. Пока готово 23 материала о книгах — их можно узнать по цветным аватаркам слева; остальные появятся в ближайшие месяцы. Больше всего голосов получил «Герой нашего времени», последняя по времени книга из списка — «Чапаев и Пустота» https://polka.academy/books
источник
Полка
Можно ли назвать «Доктора Живаго» антисоветским романом? Где находится город Юрятин и при чём здесь палеонтология? Кто был прототипом Лары — Зинаида Пастернак или Ольга Ивинская? Почему роман заканчивается стихотворениями его героя? Ответы в статье Олега Лекманова https://polka.academy/articles/494
источник
Полка
источник
Полка
Мы вспоминали вчера о том, как русские писатели взялись в середине XIX испытывать на прочность границы семейной морали (в своих текстах, конечно). Но и в романе «Доктор Живаго» на этот счёт есть о чём поразмыслить https://polka.academy/articles/494?block=356
Полка
Осуждает ли Пастернак своего героя за неверность жене и роман с Ларой?
Дать простой ответ на этот вроде бы простой вопрос не получается. Легче всего было бы усмотреть в том, как описаны в «Докторе Живаго» взаимоотношения главного героя с женщинами, попытку косвенного оправдания личной ситуации самого Пастернака в послевоенные годы. Однако такое объяснение было бы неверным — хотя бы потому, что случай автора романа был совсем иным, чем случай его героя. У жены поэта, Зинаиды Николаевны Пастернак, весной 1945 года в муках умер старший сын, Адриан Нейгауз. После этого (пишет она сама в мемуарах) «близкие отношения» с мужем стали казаться ей «кощунственными» и она «не всегда могла выполнить обязанности жены». Спустя полтора года, в декабре 1946 года, Борис Пастернак познакомился с Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ситуация Юрия Живаго, повторимся, принципиально иная: в романе ни слова не говорится о регулярных отказах его жены Тони от интимной близости с мужем. Сам доктор в одном из эпизодов размышляет о своем поведении так: «Изменил ли он Тоне, кого-нибудь предпочтя ей? Нет, он никого…
источник
Полка
Кстати, о каждой книге из основного списка «Полки» вы можете задать нам свой вопрос. На лучшие вопросы мы дадим ответы. Кнопку «Задать свой вопрос» можно найти в конце каждой статьи.
источник
2018 April 07
Полка
Постоянный автор «Полки» Валерий Шубинский рассуждает в фейсбуке, каким должен быть школьный курс литературы. «Нынешняя прорамма по литературе - вполне бессмысленный набор из великих книг, напиханных туда без всякого учета возможностей преподавания и особенностей восприятия подростка, второстепенных текстов, включенных в советское время по идеологическим причинам, и случайных вкраплений, отражающих личные вкусы того и иного методиста. Менять и совершенствовать ее надо. Вопрос о том, к примеру, "нужен ли в принципе в школе Горький", не должен вызывать религиозный ужас. Я, например, считаю, что не нужен. И не потому, что он средний прозаик ("сейчас меня будут бить"). Булгаков тоже средний прозаик ("сейчас меня будут бить"), но он нужен, потому что хорошо усваивается подростками» (ниже — интересные комментарии Михаила Павловца и Ксении Букши) https://www.facebook.com/shubatv/posts/913833672130520
источник
Полка
А вот написанная Шубинским для «Полки» статья о «Старухе» Хармса: часы, имеющие особое сверхлогическое значение, роковая встреча с молодой дамочкой, буддийский храм в Лахте и молитва в лесу https://polka.academy/articles/511
источник
Полка
В новом номере журнала «Звезда» — одна из виньеток прославленного филолога Александра Жолковского. Она посвящена феномену «заражения» читателя неким чувством, которое стремится передать автор. Этот феномен оказывается совсем не однозначным. Пастернак считал, что «стихи о ранней весне хороши тогда, когда от них можно схватить насморк», а Толстой счел бы такую идею ерундовой; Гёте якобы писал «Страдания юного Вертера», чтобы читатели могли побороть соблазн самоубийства — а за публикацией последовала эпидемия суицидов; Лермонтов явно заражался эмоциями стихотворения Пушкина «Я вас любил...», а всё же говорил о его финале: «Это совсем надо переменить; естественно ли желать счастия любимой женщине, да еще с другим! Нет, пусть она будет несчастлива; я так понимаю любовь, что предпочел бы ее любовь ее счастию; несчастлива через меня — это бы связало ее навек со мной… А все-таки жаль, что я не написал эти стихи, только я бы их немного изменил». http://magazines.russ.ru/zvezda/2018/3/o-zarazhenii.html
источник
2018 April 09
Полка
Издательство «Время» выпустило «Историю моего современника» Владимира Короленко — давно не переиздававшийся замечательный мемуар, который определённо мог бы быть на «Полке» (и может быть, ещё будет). Вот что писала по этому поводу Галина Юзефович: «Владимир Галактионович Короленко, возможно, не самый лучший писатель последней трети XIX века, но, определённо, один из тех праведников, на которых держится мир, самый благородный и светлый представитель своего поколения.
«История моего современника» — это автобиография человека, который всегда, при любых обстоятельствах делает этически безупречный выбор, причём не в результате какой-то сложной и мучительной внутренней борьбы, а просто потому, что банально не может, не умеет иначе — так уж он устроен. Книга Короленко дарит мне очень утешительное чувство, что всё в мире может быть хорошо и правильно, что абсолютное добро в самом деле существует и вполне способно уместиться внутри конкретного человека»
источник
Полка
источник
Полка
9 апреля 1845 года вышла в свет первая часть альманаха «Физиология Петербурга», подготовленного Виссарионом Белинским и Николаем Некрасовым, — манифест натуральной школы, главный образец русского физиологического очерка, ехидные и сочувственные замечания в прозе и стихах о петербургском чиновнике и Александринском театре, дачниках и литераторах, богатых и нищих. На «Полке» «Физиология Петербурга» представлена в списке «Русские типы»: https://polka.academy/lists/96
источник
Полка
Вот это, например, чиновник: иллюстрация из издания 1845 года
источник
Полка
источник
2018 April 10
Полка
В инстаграме Полки началась неделя футуризма и зауми: лайк шер дыр бул щыл https://instagram.com/p/BhWPqhZHKM4/
источник
Полка
А вот подробный рассказ Светланы Казаковой о поэме, которая сделала русский футуризм чем то большим, чем поле языковых экспериментов. Долой вашу религию, долой ваш строй, долой ваше искусство, долой вашу религию: этими четырьмя «долой» Маяковский начинает новую эру https://polka.academy/articles/503
источник