Size: a a a

2018 April 10
Полка
Книжный магазин «Циолковский» только что издал самое полное собрание стихотворений Василиска Гнедова, одного из самых радикальных футуристов. Вощедшие в историю эксперименты 1910-х для многих футуристов были лишь одной из глав биографии: например, Гнедов в 20-е отходит от поэзии, проживает  «нормальную» советскую жизнь - работа на заводе, ссылка в Казахстан, пенсия, чтение газет, поездки на курорт - но с 1950-х снова начинает писать. В этих текстах уже ничего футуристического, это почти наивное искусство; большинство из них издаются сегодня впервые.
источник
Полка
источник
Полка
источник
Полка
источник
Полка
Продолжая футуристическую тему: вот список «Полки», где мы собрали несколько книг - или, по выражению Брюсова, «мальчишеских выходок дурного вкуса» - без которых невозможно представить русский футуризм https://polka.academy/lists/115
Полка
Взрыв языка
В 1900-х в европейском искусстве происходит революция: кубисты отказываются от единства образа, Филиппо Томмазо Маринетти публикует «Манифест футуризма», в поэзии утверждаются права звукоподражания, зауми, крика, эпатажа, насилия. Русские футуристы черпают вдохновение и из европейской живописи, и из поэзии; критика в бешенстве, но успех не остановить: футуристы заявляют о триумфе «самовитого слова», которому тесно в салонных и академических рамках. Футуристические объединения множатся, возникают в разных регионах России; один за другим выходят наглые манифесты, горячие диспуты привлекают публику. Главными остаются кубофутуристы «Гилеи» (Бурлюк, Хлебников, Маяковский, Каменский, Кручёных, Гуро); с ними соперничает группа петербургских эгофутуристов, в которую входят самые разные поэты: Северянин, Василиск Гнедов, даже молодой Георгий Иванов. К футуристам примыкает Пастернак, на Кавказе во главе футурсообщества стоит Илья Зданевич. Авангардная живопись останется главным достижением России в искусстве XX века, а…
источник
Полка
Поэма Маяковского изначально называлась «Тринадцатый апостол», но заголовок не прошел цензуру. Новое название раздражало уже не тогдашний Роскомнадзор, а обычную публику. Маяковский рассказывал в 1930 году: «Люди почти не покупали её, потому что главные потребители стихов были барышни и барыни, а они не могли покупать из-за заглавия. Если спрашивали «Облако», у них спрашивали: «В штанах»?» При этом они бежали, потому что нехорошее заглавие» https://polka.academy/articles/503?block=683
Полка
Откуда взялось название «Облако в штанах»?
Первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол» (по строкам из третьей части: «Я, воспевающий машину и Англию, / может быть, просто, / в самом обыкновенном евангелии / тринадцатый апостол»). Цензура не могла пропустить книгу с таким названием, и Маяковский был вынужден его изменить. В 1930 году на закрытии выставки Маяковский вспоминал: «Оно [«Облако»] сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришёл с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это — вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили, как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в . Замена названия отразилась на восприятии произведения. Название «Тринадцатый апостол» неотделимо от образа поэта-пророка, нового спасителя человечества, «голгофника»…
источник
Полка
кстати, у «Полки» есть ещё твиттер, а в нём — ежедневная порция удивительных цитат https://twitter.com/polka_academy
источник
2018 April 11
Полка
В Британии вышел очередной сиквел «Карениной» — роман «Мсье Ка» писательницы сербского происхождения по имени Весна Голдсуорси. Дело происходит в послевоенном Лондоне, героиня — светская парижанка, которая вышла замуж за британского офицера и страдает от отчуждения. Упомянутый в заглавии мсье Ка — это сын Карениной, у героини, в свою очередь, завязывается роман уже с его сыном. Где-то на заднем плане присутствует актриса Вивьен Ли, которая снимается в экранизации «Карениной». Судя по описанию в The Guardian, это не фанфик, а скорее вольное развитие важных для Толстого тем — размышления о том, могут ли два человека понимать друг друга, и бывает ли самоубийство оправданным, на примере трех по-разному несчастливых семей https://www.theguardian.com/books/2018/apr/06/monsieur-ka-by-vesna-goldsworthy-review
источник
Полка
Мы (вслед за Толстым) тоже задавались вопросом, возможны ли счастливые семьи, и насколько они одинаковы. Оказывается, некоторые ученые (не только британские) считают, что в первой фразе «Карениной» сформулирован универсальный принцип, применимый к любым сложным системам: все системы одного класса оказываются успешными при совпадении нескольких факторов, причиной неудач становится отсутствие любого из них https://polka.academy/articles/505?block=801
Полка
Действительно ли все счастливые семьи счастливы одинаково?
Чтобы ответить на этот вопрос, требуется божественное всеведение; тут интересно другое — правило, сформулированное Толстым в первой фразе романа, оказалось применимым к самым разным областям знания. «Принцип Анны Карениной» в грубом виде можно сформулировать так: система может быть успешной при совпадении нескольких факторов, отсутствие любого из них обрекает её на неудачу — то есть все успешные системы одного класса будут похожи, а потерпевшие крах могут отличаться по множеству признаков. Джаред Даймонд в книге «Ружья, микробы и сталь» использует этот принцип для объяснения, почему человеку удалось одомашнить так мало животных: для одомашнивания необходимо сочетание шести факторов (быстрый рост, низкий уровень агрессии и так далее), если животное лишено хотя бы одного признака — вся затея оказывается невыполнимой. Математик Владимир Арнольд основывает на этом принципе свою теорию катастроф: поскольку успешные системы должны сочетать в себе несколько ведущих к успеху факторов, они оказываются более хрупкими (плохая…
источник
Полка
источник
2018 April 12
Полка
Когда мы уже начали делать «Полку», в один прекрасный день мы обнаружили, что это название пришло в голову не нам одним. Именно так, например, называется независимый книжный магазин в Нижнем Новгороде, рядом с которым существует замечательный онлайн-ресурс о книгах. Создатель «Полки» Александр Карпюк ведет паблик «Вконтакте», где не просто рассказывает о новых поступлениях: это настоящее ежедневное издание о литературе и человеческой мысли, о её красоте и сложности, о любви к словесности (и немного к котам). Мы бесконечно благодарны Александру за то, что он согласился разделить с нами название, и надеемся, что две «Полки» смогут дополнять и помогать друг другу. Мы любим и читаем паблик нижегородской «Полки», читайте его и вы, а если окажетесь в Нижнем, обязательно приходите к Александру за книгами. https://vk.com/polka.knig
источник
Полка
Тройка, семёрка, туз. Всем известны три карты, которые назвала старая графиня Германну. Но есть ли у них символическое значение — или это просто случайный набор? Правда ли, что Германн угадывает верную комбинацию еще до того, как ему является призрак графини? И при чём здесь пиковая дама? https://polka.academy/articles/501?block=570
Полка
Какова символика трёх заветных карт и пиковой дамы?
Пушкинская комбинация карт запоминается элементарно. Во-первых, с самого начала известно, что их три (важное, сакральное число). Во-вторых, когда их тайна открывается, они даются в лаконичной восходящей последовательности: тройка, семёрка, туз. В-третьих, Пушкин подготавливает к этой комбинации. Вспомним, что изначально Германн пытается сопротивляться мысли о тайне графини: «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Обратим внимание: «утроит, усемерит» — Германн невольно угадывает тройку и ; более того, по замечанию С. Давыдова, на стыке слов «утроит, усемерит» скрывается «тус» . Это одно из многих символических совпадений, которыми пронизана повесть. Узнав тайну графини, Германн начинает бредить тройкой, семёркой и тузом: «Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: «который час», он отвечал: «без пяти минут семёрка». Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза.…
источник
Полка
«Hашли способ сообщения с Луною: она необитаема и служит только источником снабжения Земли разными житейскими потребностями, чем отвращается гибель, грозящая земле по причине её огромного народонаселения. Эти экспедиции чрезвычайно опасны, опаснее, нежели прежние экспедиции вокруг света; на эти экспедиции единственно употребляется войско. Путешественники берут с собой разные газы для составления воздуха, которого нет на Луне». Владимир Одоевский отправил своих героев в космос еще 180 лет назад, в романе «4338-й год: Петербургские письма». Несколько лет назад много писали о том, что Одоевский предсказал появление блогов, мало того, в его романе почти буквально упомянут Телеграм — жители будущего устраивают «магнетические ТЕЛЕГРАФЫ, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». Жалко будет, если Одоевский так всё удачно предсказал, а теперь магнетический телеграф заблокируют. https://polka.academy/lists/94
источник
Полка
источник
Полка
источник
2018 April 13
Полка
«Всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян» // Венедикт Ерофеев https://meduza.io/news/2018/04/13/sud-postanovil-zablokirovat-telegram-v-rossii
источник
Полка
Друзья, вы знаете, что делать. Ответ «пригорюниться и улечься на досадную укушетку» — неправильный. Вот здесь, например, подробные инструкции https://meduza.io/feature/2018/04/12/telegram-sovsem-skoro-zablokiruyut-chto-delat?utm_source=telegram&utm_medium=live&utm_campaign=live
источник
Полка
источник
2018 April 16
Полка
источник
Полка
Новая книга на «Полке»: Валерий Шубинский пишет о «Шуме времени» Осипа Мандельштама. Симфонические концерты в Павловске, Тенишевское училище, иллюстрации к «Ниве», отношения с собственным еврейством и литературной традицией — из впечатлений собственного  детства Мандельштам создаёт сложную, почти поэтическую композицию, превращает шум в музыку https://polka.academy/articles/513
источник