Size: a a a

post-cap посткап

2021 March 24
post-cap посткап
Большой материал о вымирании народа нганасан

#посткап #уклад #нация #раса #колониализм #империализм

https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/19/poslednie-vertolety
источник
2021 March 25
post-cap посткап
Период распада «Норникеля»
Катастрофа длиной в 25 лет. Теперь секретны даже имена погибших

В мае прошлого года в Норильске лопнул резервуар ТЭЦ. В реки из него вытекло больше 21 тысячи тонн дизельного топлива. Года не проходит, как в городе рушатся конструкции Норильской обогатительной фабрики (НОФ). Трое рабочих погибли под ее обломками, пятеро получили тяжелые травмы. В эти же дни затапливает крупнейшие рудники «Октябрьский» и «Таймырский». Насосы встают, не справляясь с водопритоком. Все эти объекты комбината — собственность «Норникеля» и его дочерних предприятий. Работники на производстве с прессой общаться не желают, ссылаясь на то, что им запретили это делать. Имена погибших не разглашают. Тех, кто был в момент трагедии на смене, дергают на допросы в Следственный комитет. Повторяют: главное — «чтобы информация не попала на материк».

#посткап #класс #уклад #катастрофы #экология

https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/17/period-raspada-nornikelia
источник
post-cap посткап
Вместо 4й технологической революции будет фазовый переход.
«Закон Мура для всего» не приведет к «капитализму для всех».

Меморандум Сэма Альтмана «Moore's Law for Everything» (перевод «Закон Мура для всего» здесь) можно трактовать либо как утопию, либо как приговор человечеству. Трактовка Альтмана ближе к утопии. Моя трактовка – это приговор, в котором, как положено, есть описательно-мотивировочная и резолютивная части.

Описательно-мотивировочная часть приговора почти что повторяет утопию.
•  Технологии ИИ кардинально меняют мир, запустив каскад тектонических процессов масштаба всемирного 12-ти бального землетрясения.
•  Волны социально-экономических последствий этого глобального землетрясения настигнут мир раньше, чем люди могут себе представить.
•  В наступившем десятилетии:
- алгоритмы будут забирать у людей всё больше и больше рутинных задач;
- капитал будет обретать всё большее значение по сравнению с трудом людей.
•  Ещё через десятилетие, алгоритмы будут делать всё, включая научные открытия, которые будут определять дальнейшую концепцию «всего».
•  Технологический прогресс 21го века намного превзойдет всё, что люди создали со времен подчинения огня и изобретения колеса.

Резолютивная часть приговора и утопии абсолютно разные.

В утопии Альтмана наступит «капитализм для всех».
•  Люди сумеют воспользоваться небывалым ростом «продуктивности всего» (который станет следствием «Закона Мура для всего») и сделают жизнь лучше и справедливее, чем за всю предыдущую историю.
•  Введя принципиально новую систему налогообложения (ее вариант предложен Альтманом), каждый гражданин получить часть общих благ («в течение будущего десятилетия, каждый из 250 млн взрослых американцев получит $13 500 ежегодно»).

В моем варианте приговора все иначе.
•  Никакой 4й технологической революции нет, а происходящее – это фазовый переход, кардинально меняющий движок развития земной цивилизации.
•  Всю предыдущую историю движком развития были исследования и разработки - R&D (НИОКР). Так было всегда. Менялась лишь их форма, - довольно разная во времена фараона Рамсеса и президента Трампа. Но всегда основой прогресса была когнитивная работа людей.
•  Если в будущие десятилетия все основные производственные и научно-исследовательские задачи будут автоматизированы технологиями ИИ, то двигателем роста перестанет быть R&D (НИОКР). Им станет накопленная мощность вычислительного оборудования (HW) для решения задач машинного обучения. А НИОКР потеряет свою значимость (подробный экономический расчет этого см. здесь.
•  Итогом станет небывалая концентрация капитала и предельная форма неравенства во всех аспектах жизни людей. Это будет мир, описываемый фразой Лучано Флориди, завершающей мой пост «Инфорги Новацена».

#УскорениеЭволюции  #Экономика  #РаспределениеБогатств  #Неравенство
источник
post-cap посткап
Видимо сию прописную истину на лбу любого русского левака надобно выжечь калëным железом:

"Разговоры о преимуществах русской культуры и выдвигание положения о неизбежности победы более высокой русской культуры над культурами более отсталых народов (украинской, азербайджанской, узбекской, киргизской и пр.) являются ничем иным, как попыткой закрепить господство великорусской национальности"

XII съезд РКП(б), 1923
источник
post-cap посткап
Инженеры и экологи разрабатывают систему помощи по управлению лесами EDE 4.0. Основанная на искусственном интеллекте (ИИ), она помогает сохранять леса и рационально управлять ими.

#посткап #производительныесилы #экология

https://hightech.fm/2021/03/24/forests-ai
источник
2021 March 26
post-cap посткап
​​Второй год подряд все мировое сообщество демонстрирует крайнюю уязвимость перед форс-мажором.

Очаг заражения неизвестной болезнью в Китае привел в связанном авиаперевозками  в битком набитых самолетах мире к кризису, которого не видели со времен Великой депрессии. А сегодня из-за песчаной бури в Суэцком канале крепко сел на мель контейнеровоз Ever Given, шедший из Китая в Роттердам под панамским флагом.

Из-за этого сформировалась судовая пробка: застряли не менее 10 танкеров с 15 млн баррелей сырой нефти. Среди застрявших в канале — российский ракетный корвет "Стойкий" и сопровождающий его танкер "Кола". Восстанавливать движение придется около трех дней, а цены на нефть подскочили на 5%.

Возможно, перебой в работе канала станет крупнейшим со времен арабо-израильских войн.

Суэцкий канал вообще зримое свидетельство того, насколько мировая экономика, до сих пор существует в рамках колониальной инфраструктуры (даже более ранней — его предшественник был выкопан еще при фараонах) и зависима от грузового судоходства.

В 1956 году попытка национализации канала привела к войне между Египтом и союзом Израиля со старыми колониалистами Ближнего Востока — Англией и Францией. Утрату контроля над такими артериями мировой экономики мировые державы не могли себе позволить.

Причем Египет в пику колониальным державам поддержали СССР и США, вынудив их вывести войска. Это завершило эпоху империй: отныне Холодная война была конфликтом двух проектов мировой де(или ре-)колонизации.

В общем, события вроде пробки в Суэце дают зримый контекст знаменитому афоризму латиноамериканского диктатора Омара Торрихоса: "Я не хочу войти в историю, я хочу войти в зону Панамского канала".

Пётр Кромских
источник
post-cap посткап
Ежедневный ущерб мировой торговле от блокировки Суэцкого канала контейнеровозом "Эвер Гивен" составляет около 9,6 млрд долларов, сообщает Блумберг со ссылкой на американских аналитиков.
По подсчетам компании Lloyds's List, с южной стороны канала в ожидающих прохода судах находится груз на сумму около 5,1 млрд долларов, с северной - на 4,5 млрд.
В общей сложности у входов в канал скопилось около 200 судов. Они могут использовать альтернативный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды, однако этот путь занимает около двух недель.
При этом, как отмечают эксперты, несмотря на все усилия по освобождению судна, спасательная операция может занять недели.
 
Владелец судна, японская фирма Shoei Kinsen, принесла извинения за урон, нанесенный глобальным грузоперевозкам, и заявила, что специалисты делают все возможное, чтобы сдвинуть контейнеровоз водоизмещением более 200 тысяч тонн с места.
Минувшей ночью администрация Суэцкого канала заявила, что для того, чтобы снять судно с мели, потребуется удалить от 15 до 20 тысяч кубометров песка. Этим занимаются специалисты голландской компании SMIT.

#посткап #экономика #логистика
источник
post-cap посткап
источник
post-cap посткап
источник
post-cap посткап
Продолжительность рабочего времени против производительности труда.

(Labour productivity – ВВП в расчете на час отработанного времени) в разных странах мира.

@financemap
источник
post-cap посткап
История ставок в США.

@financemap
источник
2021 March 28
post-cap посткап
На этой неделе в русскоязычных медиа появились сообщения о ситуации вокруг книги чешского этнографа про жизнь охотников и оленеводов «Шаман дедушка Огэ». Филиал Эвенкийского краеведческого музея в красноярском селе Ванавара в конце 2020 года выделил деньги на перевод книги на русский язык и публикацию тиражом 300 экземпляров. Сейчас вокруг нее развернулся конфликт: жители Эвенкии просят распространить ее по библиотекам, в защиту романа выступают ученые, а чиновники требуют собрать весь тираж в закрытые фонды, чтобы ограничить доступ к произведению. #деколонизацияпорусски
источник
post-cap посткап
Значение Суэцкого канала для мировой торговли в трудах Маркса и Энгельса

Положение морских торговых держав
:
«В конце XV века Венеция оказалась как бы географически смещенной. С открытием морского пути вокруг мыса Доброй Надежды, перенесшим центр азиатской торговли сначала в Лиссабон, а затем в Голландию и, наконец, в Англию, Венеция утратила преимущества своего соседства с Константинополем и Александрией, тогдашними центрами азиатской торговли. Благодаря прорытию Суэцкого канала, преимущество, утраченное Венецией, вероятно, достанется в наше время Триесту. Триестская торговая палата не только присоединилась к французской Компании Суэцкого канала, но и направила также своих агентов для исследования Красного моря и берегов Индийского океана в целях развития торговых операций, которые намечаются в тех краях. Как только будет прорыт канал, Триест, несомненно, станет снабжать всю Восточную Европу индийскими товарами; он окажется на таком же близком расстоянии от тропика Рака, на каком он находится теперь от Гибралтара, а морской путь в 5600 миль приведет его суда к Зондскому проливу» (Морская торговля Австрии)

Сокращение времени обращения и преодоление старых очагов кризисов:
«Главным средством для сокращения времени обращения является совершенствование путей сообщения. И в этом отношении за последние пятьдесят лет произошла революция, которую можно сравнить только с промышленной революцией последней половины прошлого века. На суше мощённые камнем дороги оттеснены на задний план железной дорогой, на море медленное и нерегулярное парусное сообщение — быстрым и регулярным пароходным сообщением, и весь земной шар опутан телеграфной проволокой. Суэцкий канал собственно только и открыл Восточную Азию и Австралию для пароходных сообщений. Время обращения для товаров, отправляемых в Восточную Азию, ещё в 1847 г. составляло по меньшей мере двенадцать месяцев, теперь оно сведено почти к стольким же неделям. Два великих очага кризисов 1825 и 1857 гг., Америка и Индия, вследствие такого переворота в средствах сообщения приблизились к европейским промышленным странам на 70–90% и таким образом утратили бо́льшую часть своей способности к взрывам. Время оборота в такой же мере сократилось для всей мировой торговли, и дееспособность занятого в ней капитала повысилась более чем вдвое или втрое. Что это не осталось без влияния на норму прибыли, понятно само собой» (Капитал том 3)
источник
post-cap посткап
Влияние на кредит, спекуляцию и фиктивный капитал:
«Различная продолжительность путешествия товара от места производства до места сбыта обусловливает различия не только в первой части времени обращения, во времени продажи, но и во второй части, в обратном превращении денег в элементы производительного капитала, во времени купли. Например, товар отправляется в Индию. Это продолжается, скажем, четыре месяца. Предположим также, что время продажи = 0, т. е. товар посылается по заказу и оплачивается при доставке заказчику. Пересылка денег в обратном направлении (здесь безразлично, в какой форме они посылаются) продолжается, скажем, еще четыре месяца. Таким образом, в общем проходит восемь месяцев, прежде чем тот же самый капитал снова получает возможность функционировать как производительный капитал и, следовательно, прежде чем может возобновиться та же самая операция. Вызываемые таким образом различия в продолжительности оборота составляют одно из материальных оснований для различных сроков кредита подобно тому, как заморская торговля, например, Венеции и Генуи, вообще составляет один из источников происхождения самой системы кредита. «Кризис 1847 г. позволил банкам и торговым фирмам того времени сократить сроки уплаты по векселям из Индии и Китая» [...] Однако это сокращение сроков учета векселей осуществить не удалось, и его пришлось отменить. Позднее Суэцкий канал коренным образом изменил все эти сроки. Разумеется, при более продолжительном времени обращения товаров увеличивается риск изменения цен на рынке сбыта, так как удлиняется период, в течение которого может произойти изменение цен» (Капитал том 2)

«Эта мошенническая процедура (уменьшение срока погашения векселей по сравнению с временем реализации товаров) практиковалась вовсю до тех пор, пока товары из Индии и в Индию должны были на парусных судах огибать мыс Доброй Надежды. С тех пор, как товары направляются через Суэцкий канал и притом на пароходах, этот способ фабриковать фиктивный капитал лишился такой основы, как продолжительность перевозки товаров. А с тех пор, как телеграф стал доставлять в тот же самый день сведения о состоянии индийского рынка английскому купцу и о состоянии английского рынка — индийскому, этот способ стал совершенно невозможным» (Капитал том 2, добавление Энгельса)
источник
post-cap посткап
Подготовка мирового кризиса в расширении международной торговли:
«...со времени последнего большого всеобщего кризиса в этом отношении наступил некоторый поворот. Острая форма периодического процесса с её до сих пор десятилетним циклом уступила, по-видимому, место более хронической, затяжной, затрагивающей различные промышленные страны в различное время смене сравнительно короткого, слабого улучшения дел и сравнительно продолжительного угнетённого состояния. Возможно, однако, что мы имеем перед собой лишь увеличение продолжительности цикла. В период детства мировой торговли, в 1815–1847 гг., наблюдался примерно пятилетний цикл; с 1847 по 1867 г. цикл был определённо десятилетним. Не живём ли мы в период подготовки нового мирового краха неслыханной силы? В пользу такого предположения говорит ряд фактов. Со времени последнего всеобщего кризиса 1867 г. произошли крупные изменения. Колоссальный рост средств сообщения — океанские пароходы, железные дороги, электрические телеграфы, Суэцкий канал — впервые создал действительно мировой рынок. Наряду с Англией, которая раньше монополизировала промышленность, выступил целый ряд конкурирующих промышленных стран; для вложения избыточного европейского капитала во всех частях света стали доступны несравненно более обширные и разнообразные области, так что капитал распределяется гораздо шире и местная чрезмерная спекуляция преодолевается легче. Благодаря всему этому большинство старых очагов кризиса или поводов к кризису устранено или сильно ослаблено. Вместе с тем конкуренция на внутреннем рынке отступает назад перед картелями и трестами, в то время как на внешнем рынке она ограничивается запретительными пошлинами, которыми оградили себя все крупные промышленные страны, кроме Англии. Но сами эти запретительные пошлины суть не что иное, как вооружение для неизбежной всеобщей промышленной войны, которая должна решить вопрос о господстве на мировом рынке. Таким образом, каждый из элементов, противодействующих повторению кризисов старого типа, носит в себе зародыш гораздо более грандиозного будущего кризиса» (Капитал том 3, добавление Энгельса)

«Я вполне разделяю твое мнение, что периодам процветания, которые продолжались бы более шести месяцев, приходит конец. Единственную перспективу делового оживления - по крайней мере для железоделательной промышленности непосредственно, а для других отраслей косвенно - представляет лишь возможное открытие Китая для железнодорожного строительства; тем самым будет уничтожена последняя замкнутая в себе самой цивилизация, основанная на соединении земледелия и ремесла. Но и шести месяцев достаточно, чтобы исчерпать эту перспективу, а затем, быть может, нам опять придется быть свидетелями острого кризиса. Помимо уничтожения английской монополии на мировом рынке, нарушению десятилетних промышленных циклов способствовали также новые средства связи и сообщения: электрический телеграф, железные дороги, Суэцкий канал и вытеснение парусных судов пароходами. Если теперь и Китай будет открыт, то не только закроется последний предохранительный клапан, но к тому же из Китая начнется такая колоссальная эмиграция, что одно это вызовет революцию в условиях производства всей Америки, Австралии, Индии и, быть может, затронет даже Европу, - если здесь дело затянется еще до тех пор» Письмо Маркса Бебелю, 18 марта 1886 г.
источник
post-cap посткап
Строители новой платной федеральной трассы М-12 «Москва-Казань» устроили забастовку из-за невыплаты зарплаты

#посткап #класс #борьба

https://progorodnn.ru/news/94087
источник
2021 March 29
post-cap посткап
Прогноз Saxo Bank на II квартал 2021 года: в мире будет ощущаться нехватка всего.
- Рост цен на сырьевые товары стал заметно более синхронным во всех трёх секторах: энергетике, металлургии и сельском хозяйстве. Мир может стоять на пороге нового суперцикла.
- В ближайшие месяцы цена на нефть будет расти и дальше, но существует риск того, что жёсткое ралли, обусловленное предложением, а не спросом, может замедлить рост.
- Перспективы роста инфляции в ближайшие месяцы поддержат как золото, так и серебро. Золото может достичь $2 тыс. за унцию в этом году, а динамика роста цен на серебро может показать себя ещё лучше, достигнув $33 за унцию – благодаря спросу от промышленного сектора.

- Спрос на медь, вероятно, останется высоким в связи с ускорением процесса декарбонизации («зелёной экономики»).
- Следует ожидать более высокой волатильности в это время. Инвестиции в сырьевые товары и активы товаропроизводителей должны быть выше.
- Доллар США должен снова упасть, чтобы мировая экономика оставалась на рефляционной траектории. Сильный доллар попросту слишком токсичен.
источник
post-cap посткап
Кандалакша: отбила атаку англичан, но проигрывает времени

По пути из Москвы в Мурманск мы проезжаем станцию Кандалакша в одноимённом городе, рядом с которой – гидроэлектростанция, одна из первых в СССР. Это город на побережье моря – правда, Белого. Некоторые историки предполагают, что поселение берёт начало ещё в IX веке, когда здесь была временная стоянка для рыболовов.

#посткап #уклад #класс #экономика

https://habr.com/ru/post/548246/
источник
2021 March 30
post-cap посткап
посткап - телеконференция  27-28 марта 2021
Наша очередная телеконференция, проведенная в выходные и собравшая нескольких товарищей, началась с обсуждения темы блокирования Суэцкого канала.
История Суэцкого канала и прежних блокировок. Значение Суэцкого канала для мировой торговли в трудах Маркса и Энгельса выложены на нашем канале (первая, вторая, третья части).
Особая важность открытия канала - сокращение периода обращения товаров, которое влияет на все остальные формы и преобразования капитала. Следовательно, блокирование канала приводит к противоположным результатам - усилению спекуляции и росту цен, сезонному усилению финансового и долгового капитала, торможению промышленного накопления и дополнительным дисбалансам торговой системы. На момент написания этой заметки канал был уже освобожден, но последствия инцидента будут проявляться еще примерно полгода.

Логистика, как отдельное направление буржуазной экономики, позволило нам возродить давнюю тему военной и государственной промышленности как двигателя науки и производительных сил:
«До Второй Мировой Войны, сферы корпоративной или бизнес-логистики вообще не существовало. Напротив, логистика была чисто военным делом, относящимся к методам, которые армии использовали для обеспечения себя, переброски припасов с тыла на линию фронта, приземленное, но фундаментальное предприятие, которое военные историки со времен Фукидида признали ключевым фактором успеха экспедиционные войны. Бизнес-логистика как отдельная область возникла в 1950-х годах, опираясь на инновации в военной логистике и опираясь на обмен кадрами между армией, промышленностью и академией, столь характерный для послевоенного периода, обмены формализовались в областях кибернетики, теориях информации и исследованиях операций. Связь между военной и корпоративной логистикой оставалась тесной. Например, аналогичным образом, технология RFID была впервые применена военными США в Ираке и Афганистане, после чего Wal-Mart начинает изучать возможности ее использования. Вскоре после этого Министерство обороны и Wal-Mart дали своим крупнейшим поставщикам обязанности, требующие от них использовать RFID-метки на своих товарах. Связь между корпоративной логистикой и военной логистикой настолько сильна, что многие менеджеры и руководители Wal-Mart, которые устанавливают стандарты для отрасли в целом, являются бывшими военными» (Endnotes - Logistics, Counterlogistics and the Communist Prospect)

Отматывая назад временную линию, мы готовы заявить, что капитализм никогда не исключал, а наоборот подразумевал влияние государственных вложений и помощи (включая безвозмездную передачу мощностей, наработок, патентов и т.д.), так как даже вооружение первых морских республик, зародившихся в Средневековье (Генуи, Венеция, Флоренция...), требовало «вложения огромных капиталов, не принадлежащих частным торговцам, и сложной организации специализированных рабочих рук, а следовательно должны были быть переданы государству [...] первым судовладельцем, первым инвестором капитала в судоходство был Город, Республика: следовательно, Государство - первый капиталист».
источник
post-cap посткап
посткап - телеконференция  27-28 марта 2021 ч.2
Блокировка Суэцкого канала - только один из многих эпизодов, явных и скрытых от глаз, которые относятся к нарушению мировой логистики, что является эффектом от так называемых черных лебедей, к которым относят пандемию коронавируса или другие неприятные события вроде природных аномалий (Техас), но которые с нашей позиции на самом деле относятся к ожидавшим своей очереди, а значит и к относительно предсказуемым и воплощающим неспособность капитала совладать с производительными силами.

Многие буржуа в опросах называют главной проблемой отсутствие гибкости компаний в выборе поставок необходимых комплектующих и сырья. Промышленные производства настроены на быстрый и массовый выпуск товаров, а поэтому требует поставок just in time (точно в срок), ситуация схожа с разогнавшимся и перегретым механизмом, резкая остановка которого сломает всю систему. Яркой проблемой является дефицит чипов\полупроводников (всплеск спроса на компьютерное железо и криптовалютная лихорадка в некоторой степени объясняют это), а так же обостривший случай пожар на заводе по производству микросхем Renesas в японском городе Хитачин-Нак. Среди пострадавших от дефицита клиентов - автомобильная промышленность, которая уже упала в США на 20%, и мы ожидаем еще большее падение. Увеличение цен на сырьё и детали короткого периода эксплуатации вписываются в тему сбоя поставок и растущей инфляции.

Это позволяет нам установить нестрогий - мы далеки от математически подтвержденной уверенности - прогноз на будущий кризис, примерно на 2 или 3 квартала вперед: ранее мы рассматривали приближение всеобщего кризиса (см. наши переводы Robin Goodfellow по предвидению кризиса в 2019-2020 годах, а так же наше предположение о новом кризисе перепроизводства, что может поразить мировую экономику позднее вспышки эпидемии и  восстановления роста в итогах за 2020 год). Если это будет логистический и supply chain кризис, кризис от дефицита постоянного капитала, то стоит ли называть его кризисом перепроизводства, ведь это не традиционное перепроизводство товаров? В первую очередь, сразу оговоримся, что мы не должны судить о перепроизводстве, глядя на полки потребительских товаров. Для Маркса и для нас верно, что товарное перепроизводство является одной из сторон перенакопления или перепроизводства капитала:
источник