Скандал с «Дружбой», который принес «Транснефти» и стране в целом колоссальный имиджевый ущерб, может стать для «Транснефти» той самой последней каплей, который позволит собственнику в лице государства сменить менеджмент в компании.
С одной стороны, «siloviki» спрашивают по поводу контроля качества сырья на «входе» - никто прежде и предположить не мог, что «Транснефть», с министром энергетики Новаком во главе СД, не отвечает за свои технические процессы.
С другой стороны, к Николаю Токареву, главе «Транснефти», все больше вопросов по деньгам. И это не плюс-минус погрешность, которую можно списать, а потери 79 ярдов на спекуляциях с опционами, еще растворившиеся 26 ярдов в лопнувших «Внешпромбанке» (причем, Токарев – давний друг беглого главы банка Георгия Беджамова) и «Интеркоммерце».
Акционеры, среди которых государство, РФПИ, пенсионный фонд «Газпрома», «Газпромбанк», иностранные фонды, каждый год в минусе - акции компании торгуются сильно ниже рынка, дивиденды минимальные,
провалы и воровство руководства - масштабные.
Все бы это, может, и сошло бы с рук «старому президентскому другу», если бы не вполне официальные претензии от правительства по поводу дивидендов. Однако господа Токарев и собственной персоной министр энергетики Новак и здесь не выполняют свои обещания выплат 50% прибыли по МСФО. Одновременно не забывая регулярно увеличивать премии топ-менеджменту и себе любимым (хотя ранее гордо заявляли о привязке бонусной части к прибыльности акционеров).
В кулуарах все больше разговоров, что собственник в лице государства – главный пострадавший во всей этой скандальной истории – наконец-то решил сменить менеджмент. Главный акционер, который не только не получает от «Транснефти» нормальных дивидендов, но теперь еще и вынужден нести огромные репутационные потери на международном рынке, не намерен терпеть такие махинации дальше.