
В ноябре 2020 года источники Bloomberg рассказали, что Fix Price раздумывает провести IPO (первую публичную продажу акций) в первой половине 2021 года и привлечь $600–900 млн с оценкой $6 млрд. Дмитрий Кирсанов сказал, что компания «создавалась с прицелом на публичность», но решение о выходе на биржу зависит от желания акционеров и ситуации на рынке.
Компания никогда не раскрывала секреты: на чём построена бизнес-модель и как удаётся продавать почти все товары по одной цене. Если Fix Price всё же проведёт IPO, придётся объяснить, как устроен бизнес.
Боимся ли мы, что о нас узнают больше, чем знают сейчас? Нет. На этапе создания компании в 2007–2010 годы, когда мы первыми вывели такой формат бизнеса на российский рынок, конечно, мы опасались этого. Мы меньше делились информацией. А почему? Потому что тогда мы были небольшими, барьеры по выходу на рынок для конкурентов были ниже.
Сейчас Fix Price покрывает почти всю территорию страны — мы присутствуем более чем в 1000 российских городов (4000 магазинов), а также в шести странах ближнего зарубежья. Сейчас другим компаниям выйти в этот сегмент сложнее. И догнать нас по количеству магазинов, и создать такую же операционную модель управления бизнесом им будет очень трудно и дорого — с точки зрения как финансов, так и времени.
У Fix Price минимальная долговая нагрузка, а чистый долг «практически равен нулю», заявил Кирсанов. В 2016 году он рассказывал, что компания старается работать так, чтобы отношение долга к EBITDA не превышало 1, а основными кредиторами называл «Сбербанк» и ВТБ.
«Бизнес-модель выстроена таким образом, что мы достаточно успешно можем обеспечить развитие за счёт собственных средств, не привлекая значительного долга», — объяснил гендиректор Fix Price.
– Сейчас все же не очень понятна структура собственности Fix Price. Расскажете, какая она и почему компания не раскрывает владельцев?
– Очень просто: для этого не было необходимости – во-первых, а во-вторых, не надо забывать, что мы непубличная частная компания и у нас просто нет такой практики. Акционерами компании являются ее основатели. Есть также миноритарии, среди которых финансовые инвесторы – несколько инвестфондов, в том числе Goldman Sachs, и группа физлиц, в том числе топ-менеджмент компании. Их общая доля – менее 20%.
В интервью директора очень много пафоса и самовосхваления (сам себя не похвалишь, никто не похвалит). За громкими словами об уникальной модели бизнеса скрывается обычный сетевой дискаунтер. Все успехи развития последней пятилетки объясняются с одной стороны наличием крупного капитала, что даёт возможность экономии на масштабе закупок и рекламе. С другой стороны, последнюю пятилетку в тренде любые сетевые магазины товаров повседневного потребления по низким ценам. Fix Price, Галамарт, Пятёрочка, Магнит, Монетка и прочие. В этом нет ничего удивительно, ведь средний класс стремительно размывается. А доходы рядовых пролетариев стагнируют много лет подряд. Все ищут где подешевле.
https://www.vedomosti.ru/business/characters/2020/12/16/851287-fix-price-4000-kopii