О "серой занятости", пониженной для капитала ставке взносов в ПФ, создании внутренних офшоров во Владивостоке и Калининграде, альтернативах повышению пенсионного возраста и не толькоОЛЕГ ШЕИН: ДЕШЁВОЕ ГОСУДАРСТВО — «ДОХЛАЯ ЭКОНОМИКА».
Минфин пересмотрит систему налоговых льгот, которые до сих пор раздавали налево и направо. Послабления приравняют к расходам, занесут в специальный реестр и разделят на категории: социальные, технические, стимулирующие. К каждой из них приставят специального куратора, который оценит целесообразность каждой льготы.
Давно предлагаю лишить налоговых преференций крупные корпорации и компании с «серой» занятостью.
Ежегодный объем предоставляемых налоговых льгот в России достигает, по оценке Счетной палаты, 9,6 трлн рублей, и эта величина растет как на дрожжах. Однако ни при принятии федерального бюджета, ни при обсуждении базовых отчетов общий анализ ситуации с налоговыми льготами не звучал и не звучит. Парламент от меня узнал о 10 трлн рублей налоговых льгот. Я об этом прочитал в докладе Счетной палаты. А мог и не прочитать, если бы менее внимательно отнесся к документу, содержащему примерно четыреста страниц текста.
В первой половине текущего года был принят целый пакет дополнительных льгот нефтяным компаниям, чья рентабельность составляет не менее 400%. Сегодня стоимость барреля нефти — $70. Преференции дают компаниям, у которых себестоимость барреля составляет $15. Одна только эта льгота вымывает из федерального бюджета 35 млрд рублей.
В июне для российского капитала введена пониженная ставка взносов в Пенсионный фонд — не 26%, а 22%. Если раньше эта разница в 4% поступала в ПФР из федерального бюджета, то теперь действует не льгота, а пониженная ставка. Федеральный бюджет этих отчислений в Пенсионный фонд больше не осуществляет. Решение принято на той же неделе, что и инициатива о повышении пенсионного возраста.
Созданы внутренние офшоры во Владивостоке и Калининграде. Ни для кого не секрет, что правительства разных стран мира борются с офшоризацией экономики, ведь офшоры — это модель, при которой компания сама для себя решает, сколько ей платить налогов. И после всего этого правительство говорит, что собирается пересмотреть налоговые льготы!
Вопрос в том, какие именно льготы оно хочет пересмотреть. Если «китам», тогда да, это необходимо, а если малому бизнесу, то очевидно, что это не даст дополнительных поступлений в бюджет.
В первую очередь, должны быть отменены такие льготы, которые освобождают от налогов предпринимателей, работающих в определенном сегменте экономики или в конкретном регионе. К примеру, у нас есть компании, полностью освобожденные от налогов до 2095 года, так как они находятся в Калининградской области. При этом я вовсе не убежден, что это даст импульс развитию Калининградской области. Скорее это модель «прачечной» по отмыванию денег. Другой пример — уже упомянутые мной нефтегазовые компании. Если даже их рентабельность не 600%, а 300%, с какого рожна им давать налоговые льготы?
Надо сохранить налоговые льготы для малого бизнеса. Он ценен не столько налоговыми выплатами (доля малого бизнеса в консолидированном бюджете РФ не превышает 2%), сколько созданием рабочих мест. Должны остаться льготы по НДС для товаров, составляющих потребительскую корзину, а также льготы по тарифам ЖКХ для физических лиц.
Отмена налоговых льгот для крупных компаний — мера, предполагающая увеличение поступлений в федеральный бюджет и, соответственно, возможность проводить налоговый маневр в пользу Пенсионного фонда. Она может стать альтернативой повышению пенсионного возраста.
Далее читайте на нашем сайте: https://zapensii.ru/2018/08/12/oleg-shein-deshevoe-gosudarstvo-dohlaja-jeko