На фоне того, что происходит в Белоруссии или Хабаровске, на фоне нервного ожидания выборов в США и сообщений об отрезании голов во Франции... на заднем плане остаются массовые протесты в Польше. А между тем в этой стране происходит не просто массовый бунт против правительства, протащившего непопулярный закон о запрете абортов: мы наблюдаем исторический перелом в народном сознании.
В период, пока Польша оставалась частью советского блока, католическая церковь была основным легальным прибежищем для альтернативных (по отношению к официальной идеологии) взглядов и инициатив. После восстановления капитализма новые власти, сменявшие друг друга (от продажных «левых» до бескомпромиссных правых), все дружно заигрывали с клерикализмом и традиционализмом (которые, в свою очередь, были неразрывно связаны с официальным национализмом). Стремление «преодолеть» идейное наследие марксизма повсеместно в Восточной Европе привело к наступлению на научное мышление, рационализм, свободомыслие, равноправие женщин и т.д., поскольку всё это части одного и того же комплекса. Также как марксизм закономерно возникает из культуры европейского прогрессизма и демократического движения XIX века, так и попытка полностью устранить любые элементы марксизма из публичной культуры логически ведет к атаке на наследие европейского Просвещения.
Судя по тому, что происходит сейчас в Польше, эти постоянные атаки вызвали, наконец, массовую реакцию возмущения. Конечно, тут сошлось многое — политические, культурные и социальные факторы. Но так или иначе, власть в Польше, похоже, перешла некую грань, после которой продолжение политики культурной реакции уже невозможно. И управлять страной, опираясь на «духовные скрепы» и ценности консервативного католицизма уже невозможно.
Российским радетелям «духовных скреп» это могло бы послужить уроком, но надеяться на подобное не следует. Такие люди ничему никогда не учатся. Помните про Бурбонов в эпоху французской Реставрации: «ничего не забыли, ничему не научились».