Инфляционные ожидания и наблюдаемая населением инфляция в ноябре, по данным опроса ООО «инФОМ», продолжили рост.
Медианная оценка инфляции за последние 12 месяцев, наблюдаемой населением, составила 10,7%, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 1,1 п.п.
Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции в ноябре составила 10,1%, что на 0,4 п.п. выше значения октября.
По отдельным подгруппам респондентов изменение было достаточно однородным – оценки наблюдаемой и ожидаемой инфляции значительно увеличились для респондентов со сбережениями и без сбережений.
В разрезе отдельных товаров в ноябре респонденты чаще, чем в октябре, говорили о значительном росте цен на такие товары повседневного спроса, как сахар, подсолнечное масло, яйца.
Повышение инфляционных ожиданий соз- дает риски того, что население начнет чаще следовать защитным от инфляции стратегиям – например, временно увеличивать спрос на товары длительного пользования, а также ускоренно переводить свои средства с депозитов в рыночные финансовые активы, в том числе валютные.
Доля тех, кто считает, что в настоящее время свободные деньги лучше откладывать, снизилась на 3 п.п., а доля тех, кто указал, что на свободные деньги лучше покупать дорогостоящие товары, увеличилась на 4 п.п.
Динамика ценовых ожиданий в разрезе отраслей была смешанной. Снижение ожиданий отмечалось в сфере услуг, где в наибольшей мере сказались последствия ограничений и замедления восстановления потребительского спроса.
Рост ценовых ожиданий отмечался в строительной отрасли. Продление срока действия государственной программы льготной ипотеки до середины будущего года способствовало улучшению ожиданий предприятий относительно будущего спроса.
Ценовые ожидания предприятий торговли практически не изменились.
Средний темп роста цен в ближайшие три месяца, ожидаемый предприятиями розничной торговли, составил 6,6% (в годовом выражении, по сравнению с 6,4% в октябре).
https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/31575/Infl_exp_20-11.pdf😏Итак - что же мы видим? ЦБ с упорством «обиженных тетушек» твердит об таргете в 4%, а по факту - курс скакнул, и народ, насидевшись дома - пошел тратить деньги, выводя вклады и покупая недвижку, автомобили и товары длительного пользования. Часть народа уходит из вкладов на фондовый рынок (боюсь, выйдут разочарованные).
Дорожает все. По ощущениям - недвижка в крупных городах скакнула на хорошие двузначные проценты, автодилеры - привычно двигают ценники вслед за курсом и переодически имитируют дефицит, одежда и техника - скакнула в привязке к баксу, еда - вслед за увеличением антикризисных «погребов».
Какие 4%? Вы о чем?