Size: a a a

2019 December 18
Risk Takers
​​МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ ЛОББИРУЕТ КАЗГЕОЛОГИЮ?

В недавнем посте, мы рассказывали, как депутаты и академик лоббируют Казгеологию. Теперь к делу подключилось министерство экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР РК).

МЭГПР РК:
Министерство предлагает придать Казгеологии статус национального оператора. Одной из проблем министерство назвало проблемы с победой на тендерах. То есть Казгеология не может конкурировать с частным бизнесом в открытых тендерах, поэтому ей нужно помочь.

Комментарий RT:
Чтобы выигрывать на тендерах, Казгеология должна по эффективности сравняться с частными компаниями.

МЭГПР РК:
Из 6-8 млрд бюджета до Казгеологии доходит 1 млрд. Необходимо написать «большую региональную программу» с бюджетом 18-20 млрд тенге, что позволит сконцентрировать бюджетные средства в «одних руках».

Комментарий RT:
Министерство не скрывает, что само хочет управлять бюджетом, через Казгеологию, хотя понимают, что у Казгеологии проблемы с управлением.

Отчёт счетного комитета:
Бюджетные инвестиции на 2,7 млрд тенге в 2010-2011 годах Казгеология инвестировала в облигации АО «Цеснабанк». По итогам их рыночная стоимость обесценилась на 1,5 млрд тенге. Более того, потери за счет низкой процентной ставки составили 3,3 млрд тенге. Общая сумма убытков только от одной операции, составила 4,8 млрд тенге. Более того, выделенные в качестве пополнения уставного капитала АО «Казгеология» бюджетные инвестиции из-за неоднократных корректировок финансово-экономического обоснования привели к неэффективному использованию 6,1 млрд тенге.

Комментарий RT:
Отчёт счётного комитета является очередным подтверждением, почему государству и в особенности Казгеологии нельзя отдавать весь бюджет. Также, особое положение национальных компаний не согласуется с принципами ВТО и рыночной экономики.

Обсуждение предложенных министерством мер продолжилось в эфире телепередачи «Грани». В ней должен был принять участие представитель МЭГПР РК, но они проигнорировали приглашение. Подобное поведение демонстрирует отношение ведомства к частному бизнесу и ставит под сомнение заявления о слышащем государстве.

В эфире передачи Председатель Правления Тау-Кен Самрук сказал, что выступает за свободный рынок. Он также отметил, что поиск и оценка должна производиться частным бизнесом, а подобные предложения МЭГПР РК делает ради быстрых побед.
Также в передачи приняли Партнёр Haller Lomax и Партнёр Aurora Minerals Goup. Они считают, что Государственная разведка не должна вестись вообще, а информация о проведенной разведке и результатах недоступна юниорам (МСБ в геологоразведке). Как отметил Партнёр Aurora Minerals Goup бюджеты выделенные на создание базы данных (2.4 млрд тенге) не стоят того. Ведущий отметил, что это похоже на распил государственного пирога, что является правдой.

Комментарий RT:
Неэффективность Казгеологии и государственных подходов очередной раз подтвердили тезисы участников эфира. Государство страдает гигантизмом и пытается всё контролировать, хотя это получается плохо.
Нам также непонятно почему отмалчивается Министерство нац.экономики и Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Возможно все ждут, что точку в данном вопросе поставит Президент🇰🇿.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, кажется Вам постоянно придётся ставить точки.

P.S.
Выражаем Председателю правления Тау-Кен Самрук уважение за открытость и продвижение рыночных отношений.

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 20
Risk Takers
​​КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ РИСКИ БВУ ПО КОСВЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Мы с коллегами часто анализируем привычную статистику на сайте НБРК, однако, как показывает практика нужно уделять достаточно внимания косвенным показателям. Так как мы не знаем сколько проблемных заёмщиков в банковском секторе обычно берем уровень неработающих займов и делаем анализ учитывая провизии, сформированные по МСФО.

Эмпирически доказано, что, не смотря на низкий уровень неработающих кредитов (NPL) и низкий уровень провизий по МСФО (подтвержденных аудиторами) банки все равно дефолтятся и просят государственной помощи. Поэтому мы рекомендуем также смотреть на количество судебных разбирательств.

Данные можно получить на сайте kompra.kz. Забив имя компании или его БИН, вы получите всю информацию из доступных официальных источников, с ссылками для подтверждения.

Мы решили посмотреть на ТОП 5 банков (по активам), а точнее на количество судебных разбирательств.

Пояснение к данным.
В данном разделе возможна ошибка в данных. Ошибка может произойти в случае полного совпадения названия разных компаний и ФИО разных персон в судебных решениях, размещенных на сайте Верховного суда. Данные контрагента могли попасть в банк судебных актов по различным причинам. Контрагент может выступать в Судебном деле истцом, ответчиком, а также свидетелем или понятым. Кроме того, он мог быть упомянут в ходе судебного процесса.

Судебные разбирательства БВУ:

•  KASPI BANK: 15559 разбирательств (3556 с точным совпадением).
•  Банк ЦентрКредит: 10418 разбирательств (23 с точным совпадением).
•  FORTEBANK: 9894 разбирательств (616 с точным совпадением).
•  ХАЛЫК БАНК: 7786 разбирательств (34 с точным совпадением).
•  СБЕРБАНК: 4955 разбирательств (37 с точным совпадением).

Статистика показывает, что наибольшее количество разбирательств приходится на KASPI BANK, который является розничным банком. Наименьшее количество судебных разбирательств приходится на Сбербанк. По одному  показателю нельзя делать заключение о системе управления рисками банка, однако данный показатель может быть частью полноценного анализа.

Возможно среди банков не принято делать подобный анализ, но с точки зрения комплексного анализа стоит обратить внимание на количество судебных разбирательств и ежегодный прирост.
#банки

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 22
Risk Takers
​​ДЕПУТАТСКИЕ ЗАПРОСЫ С 16 ПО 20 ДЕКАБРЯ

За прошедшую неделю депутаты Мажилиса сделали 6 запросов.

🔹Ассамблея народа Казахстана
Тема:
Касательно дифференцированных тарифов на электрическую энергию.

Цитата:
«Ситуация по снижению тарифов, и сохранению дифференцированных тарифов на электроэнергию в последние годы напоминают игру в пинг-понг между депутатами Мажилиса Парламента, и министерствами энергетики и национальной экономики.»

Комментарий RT:
Депутатам стоит инициировать рабочую группу и вместе с Правительством отработать данный вопрос. Действительно, нужно понять почему перекупщики покупают электроэнергию по 7тг за киловатт, а продают за 23 тг.

🔹АК Жол
Тема:
Касательно маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе.

Цитата:
Маркировка товаров нарушает сам смысл Евразийского экономического союза, официальной задачей которого является свобода перемещения товаров, труда и капитала на едином экономическом пространстве, по аналогии с Евросоюзом.

Комментарий RT:
Мы считаем, что ЕАЭС Казахстану невыгоден по ряду причин. Депутатам стоит проанализировать полезность вхождения в ЕАЭС и определиться, будем мы продолжать получать ущерб от данной затеи, или поменяем своё отношение к «союзу».

🔹NurOtan + АНК
Тема:
О необходимости проведения в рамках прокурорского надзора мероприятий по выявлению состояния законности Планов по управлению пастбищами и их использованию, принятых в целях реализации норм Закона РК «О пастбищах»

Комментарий RT:
У нас складывает впечатление, что депутаты — это продолжение администрации Президента, которые то и дело цитируют слова Главы государства и просят сделать, то что он сам просил.


🔹NurOtan + Ак Жол
Тема:
О присвоении городу Семей статуса города республиканского значения

Цитата:
«По нашему мнению, город Семей является городом особого национального значения, поэтому, пожалуйста, рассмотрите возможность подачи предложения главе государства о его республиканском статусе.»

Комментарий RT:
Без особых аргументов, депутаты продолжают делать запросы, на которые будут получать такие же ответы. Дорогие депутаты, в Казахстане все города для нас особенные. Ваши мотивы нам непонятны.

🔹Народные коммунисты
Тема:
Касательно программы развития регионов до 2025 года

Комментарий RT:
Коммунисты выступают за де-урбанизацию программы развития регионов до 2025г. Мы не согласные с депутатами, так как это делается для ускорения экономического роста. У Всемирного банка, есть исследования о том, как должны развиваться регионы, и де-урбанизация приведет к замедлению роста.

🔹Депутаты
Тема:
Балалрдын басылымдар және фильмдер туралы

Комментарий RT:
Странно, но нам кажется, что депутаты опять занимаются лоббированием определенных интересов. Они предлагают повысить импортные пошлины на книги, мультфильмы для детей. Подобные меры не является рыночными и противоречат принципам ВТО.

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 23
Risk Takers
РЕГУЛЯТОР ДОЛЖЕН УЖЕСТОЧИТЬ ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТОРАМ

В прошлый вторник Совет по финансовой отчетности Великобритании выпустил пересмотренные этические и аудиторские стандарты, направленные на укрепление независимости аудиторов, что происходит на фоне растущей обеспокоенности по поводу качества проверок в Великобритании. Подобные проблемы мы наблюдаем и в Казахстане.

Пересмотренные правила запрещают аудиторам оказывать услуги по подбору и оплате труда своих клиентов и запрещают привлекать аудиторов к принятию управленческих решений, заявил наблюдатель от страны в области аудита и бухгалтерского учета.

Аудиторы, которые проводят аудит банков или страховых компаний, будут ограничены при предоставлении неаудиторских услуг своим клиентам, особенно в случаях, непосредственно связанных с аудитом.

Цитата:
«Это значительно снизит риск разрушительного конфликта интересов, когда коммерческие интересы аудитора считаются наиболее важным фактором в отношениях аудита, а не фокусом на высококачественном аудите».

Уважаемая Мадина Ерасыловна, пожалуйста не оставайтесь в стороне. Мы очень надеемся, что что Вы воспользуетесь нашими советами. Для Вас это бесплатно, а мы получим более правдивые данные.

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 25
Risk Takers
Последние несколько дней в СМИ активно обсуждается информация о выделенных средствах на ЭКСПО, которое будет проходить в Дубай.

Напомним, 25 октября мы публиковали о планируемых расходах на Экспо-2017, которые были запланированы в бюджете на 2020-2022гг. В момент публикации предполагалось, что всего сумма за 3 года составит 35.4 млрд тенге.

•  2020 году – 18.2 млрд. тенге;
•  2021 году – 7.7 млрд. тенге;
•  2022 году – 9.4 млрд. тенге.

Цели расходов:
1.
 Содержание объектов Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017,
2.  Участие РК во Всемирной выставке «ЭКСПО-2020, г. Дубай ОАЭ».

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 26
Risk Takers
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТОО И АО СТАНУТ ГОС.ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Вчера появилась новость о том, что ТОО и АО с 100% участием государства переведут в государственные предприятия. Объясняется это тем, что в случае принятия закона о «О государственном имуществе» с данными нормами, произойдет долгосрочный антикоррупционный эффект.

В качестве примера приводится АО «Фонд социального медицинского страхования» (ФСМС). В состав СД входит 7 директоров, которые получают вознаграждения в размере 5% от всех поступающий в фонд активов.

Выглядит интересно, если не считать, что только 2 дня назад Елжан Амантаевич, который по совместительству является Председателем СД ФСМС, поделился с Forbes о внедрении корпоративного управления в медицинских организациях.

Биртанов Е.А.:
«Мы внедряли корпоративное управление во всех медицинских организациях. На сегодняшний день 100% казенных предприятий получили экономическую свободу с использованием финансовых средств, связанных с заработной платой персонала и структуры своих услуг. Уже нет жесткого контроля государства. 88% этих предприятий создали наблюдательные советы. Во всех государственных медицинских организациях должны быть созданы наблюдательные советы с представителями общественности, бизнеса, экономики и юристами для того, чтобы улучшить качество управления».

Risk Takers:
Мы в данном случае не будем поддерживать ничью сторону, так как считаем, что ни одна из сторон не привела достаточно доказательств в виде расчётов, а закон рассматривается без полноценного анализа.

В данном случае потеряют члены правления и СД Акционерных обществ в зарплате. Организации станут более закрытыми. Помимо вышеупомянутых представителей компаний, сильно потеряют аудиторские компании, которые проводят аудит финансовой отчётности по МСФО. К ним также относятся компании из «Большой четверки». Мы несколько сожалеем, что такие риски не обсуждались, но подобное встречается достаточно часто.

Мы надеемся, что будет проведен полноценный анализ и потенциальные риски будут обсуждены при принятии закона.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
ДЕПУТАТЫ ПРОДОЛЖАТ СКРЫВАТЬ СВОЁ СОСТОЯНИЕ

В Сенате приняли законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы страны.

Первый заместитель премьер-министра - министр финансов Смаилов А.А.:
«Вторым направлением законопроекта является внесение изменений в Конституционный закон "О выборах" в части переноса сроков введения всеобщего декларирования с 2020-го на 2021 год для кандидатов в президенты и депутаты Сената и Мажилиса Парламента. Это обусловлено поэтапным переходом на всеобщее декларирование с 1 января 2021 года до 1 января 2025 года».

Мы с коллегами очень ждали, что с января 2020 года мы сможем начать анализировать наших депутатов и более детально сможем понять кому выгодны принятие тех или иных законов. Однако депутаты решили, что народу эта информация не важна.

Если сравнивать Казахстан и Украину, то институциональные реформы в Украине движутся быстрее. Мы не говорим, что Казахстан стоит на месте, но мы отмечаем, что наши власть имущие сопротивляются изменениям гораздо сильнее. Как вы можете видеть, у них это получается.

P.S.
Представляете, что будет если Президент не поддержит данное решение?

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 27
Risk Takers
Когда нет слов. Это не справедливо. Так не должно быть. Никто не должен гибнуть в мирное время. Выражаем соболезнования родным и близким Даны, редакции и всем кто её знал. Это невосполнимая утрата для каждого и для всей журналистики Казахстана.
источник
2019 December 29
Risk Takers
​​ДЕПУТАТСКИЕ ЗАПРОСЫ С 23 ПО 27 ДЕКАБРЯ

За прошедшую неделю депутаты Мажилиса сделали 6 запросов.

🔹Ак Жол
Тема:
О необходимости строгого регламентирования и защиты национальных экономических интересов в деятельности крупных иностранных недропользователей.

Партия «национального бизнеса» просит проработать снижения задолженности АрселорМитал Темиртау перед предпринимателями. Также Ак Жол просит ввести в антикоррупционное законодательство понятие «корпоративная коррупция» ссылаясь на то, что недра принадлежат государству.

Комментарий RT:
Подобные высказывания вызывают у нас множество сомнений. Возможно, иностранные инвесторы, узнав, что у нас такие депутаты, не захотят инвестировать в Казахстан.


🔹Ассамблея народа Казахстана
Тема:
Касательно защиты населения Казахстана от опасной пищевой продукции с содержанием пальмового масла.

Цитата:
«Комиссия НПП по вопросам масложировой промышленности в коммерческой суете практически утратили функцию защиты населения Казахстана от вредных продуктов питания и устранились от изучения и использования в своей работе современных исследований ВОЗ ООН, EFSA, ученых Академии наук Белоруссии и МГУ России.»

Комментарий RT:
Отличный запрос, где депутаты просят Премьер-Министра дать конкретные указания кабмину. Возможно стоит поручить Генеральному прокурору узнать, кто стоит за «пальмовым лобби».


🔹Народные коммунисты
1)
Тема: Об увеличении размера социального государственного пособия Героям Соцтруда.

Комментарий RT:
Депутаты просят поднять специальное государственное пособие 60 Героям Социалистического Труда в 10 раз. Учитывая, что в Казахстане живет 18.6 миллионов человек депутаты не смогут по очереди улучшать условия по 60 человек за запрос. Иначе у них на это уйдет более 310 тысяч запросов.

2)  Тема: Касательно программы "электронные браслеты"

Комментарий RT:
Депутаты просят активизировать работу по браслетизации заключенных. Идея несомненно стоящая внимания, однако депутаты используют некорпоративную лексику. Рекомендуем автору данного запроса пройти курсы деловой переписки.

3)  Тема: Касательно поддержки детей-инвалидов с диагнозом сахарный диабет Документ

Комментарий RT:
Депутаты оправданно критикуют Минздрав из-за их (почти всегда скандальных) действий.


🔹Ассамблея народа Казахстана + Нұр Отан
Тема:
О необходимости увековечения великих событий в истории народа.

Без комментариев. #МыЗаслужилиСвоихДепутатов

#МыЗаслужилиСвоихДепутатов

P.S.
За последние 5 месяцев, которые мы начали изучать депутатские запросы, самыми активными были Народные Коммунисты. Иногда их запросы вызывали гордость.

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 30
Risk Takers
​​ВАЛЮТЫ СТРАН ПАРТНЁРОВ. 2019Г

По традиции, в понедельник мы публикуем еженедельное изменение курса тенге и ещё 6 валют – стран партнеров Казахстана. Учитывая, что сегодня последний понедельник в текущем году мы решили немного расширить пост, а также добавили к валютам добавили стоимость эталонной марки нефти – Brent.

Казахстанский тенге в текущем году показал укрепление на 1%. Также, укрепление показал российский рубль (9.6%). Остальные валюты показали ослабление. Больше всего ослаб узбекский сом (-14.1%).

В отличие от валют, нефть марки Brent показала укрепление на 21.8%. Несмотря на то, что Казахстан является экспортёром нефти, цены на энергоносители имели отрицательную корреляцию с курсом тенге. Так, в 2019 году корреляция стоимости Brent и тенге составила -56.3%. Тенге демонстрировал наибольшую корреляцию с китайским юанем (87%). Помимо юаня, высокая корреляция также наблюдалась с узбекским сомом (81.1%), Евро (78.1%) и корейской воной (73.4%).

Валюты демонстрировали умеренную волатильность, менее 1%. Волатильность тенге в текущем году составила 0.25%, а лидером стала турецкая лира (0.83%). Нефтяные котировки демонстрировали наибольшую волатильность (2%).

Подводя итоги, можно сказать, что для тенге год был удачным. Нетто интервенции НБРК в текущем году составили $0. Более того, волатильность была умеренной, а национальная валюта окрепла.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
Дорогие подписчики, давайте поможем встретить наступающий НГ семье, которая в канун НГ потеряла практически все. Обычно мы не обращаемся к с такими просьбами, но в этот раз это для нас очень важно. У вас не займет больше одной минуты. Подробнее о случившемся в посте Олжаса.
Telegram
TENGENOMIKA
​​Друзья! Прежде я, Олжас Тулеуов, никогда не обращался к вам за помощью. Но сейчас ситуация — критическая. Вчера кроме общенациональной трагедии произошла трагедия в семье моего двоюродного брата.

Последние несколько лет мой брат Болат Кажимов строил небольшой дом в Талгарском районе в селе Терен Кара для своей семьи — супруги и трох детей, два сына 11 и 8 лет и трехлетняя дочка. К слову, женге инвалид детства, 3-я группа.

Строили дом долго, как позволял заработок брата, который брался за любую работу, трудился на нескольких одновременно — в охранном предприятии, таксовал. На строительство дома семья взяла кредит, с которым им помогли родители брата и женге. Даже я сам помогал на этой стройке как и чем мог. В итоге буквально месяц назад брат со своей семьей заехал в новенький дом  с собственноручно выполненным ремонтом, закупили только самую необходимую мебель и технику.

Вчера 27 декабря в 8 утра, когда брат с женге уехали на работу в Алматы, в доме началось возгорание, причины которого пока не ясны. В доме…
источник
Risk Takers
РЕЗУЛЬТАТЫ ARQ. АНОНС

Сегодня, 30 декабря на сайте НБРК будут опубликованы результаты проверки качества активов (AQR) 14 БВУ. Предварительно сообщается, что на консолидированном уровне (агрегация результатов всех банков-участников) дефицита капитала не наблюдается. Однако это не означает, что помогать банкам не придется. Мы считаем, что важно выработать правильный механизм помощи, который сделает банковский сектор более ответственным.

Ждем результатов!

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
​​РЕЗУЛЬТАТЫ AQR. КОММЕНТАРИИ И ВЫВОДЫ

В отчёте детально описаны подходы, которые были использованы при оценке качества активов (AQR). Согласно описанной методике, было задействовано 3 линии защиты:

1)  Банковские команды (6 аудиторский компаний) и оценщики
2)  Инспекторы НБРК (35 сотрудников)
3)  Центральным офисом управления программой (ЦОУП)
•  Специалисты НБРК
•  Независимые эксперты в области AQR (Oliver Wyman)

Комментарий RT:
Нам во многом понравилась организация процесса AQR и то, что ты были наняты независимые аудиторские команды для проверки на местах. Стоит отметить, что у многих консультантов были вопросы к 2-ой линии защиты, однако подход в целом был выстроен неплохо. Стоит отметить, что также полезной была поддержка, которая проводилась через сайт, который они называли FAQ. Консультанты, которые не сразу обратили внимание на FAQ или не сразу сообразили, как задавать вопросы потеряли больше времени.

Прозрачность результатов
Банкам периодически предоставлялись предварительные результаты проверок (раз в 2 недели). Мы считаем наибольшей проблемой, стали результаты проверок для БВУ, которые отнеслись к AQR недостаточно серьезно. Кардинально отличаются БВУ, которые наняли консультантов для помощи в прохождении проверки. Они смогли улучшить результаты несколько манипулируя данными.

Credit risk weighted assets
Покрытие кредитного риска активов, взвешенных с учетом риска во всех банках, кроме одно варьировалось от 90% до 100%. В одном банке, данный показатель составил менее 85%.

Качество данных
Цитата:
«Из-за разницы в качестве внутренних систем и процедурах сбора данных в отношении данных, предоставленных банками, проводился контроль качества, чтобы обеспечить корректность и надёжность информации.».

Комментарий RT:
Банкам необходимо усилить свои IT системы и проверять качество своих данных. Также регулятору стоит внедрить практику независимого аудита IT систем, чтобы не сталкиваться с подобным в будущем.

Модели расчёта PD
Цитата:
«..было обнаружено, что PD, используемые отдельными банками сильно варьируются по достоверности..
Например, несколько банков присваивали одно и то же значение PD почти всем заёмщикам, иногда это значение было».

Комментарий RT:
Это критически важная информация, которая говорит о том, что при анализе моделей расчета PD банков, регулятор не выполнял свою работу качественно.

Выводы НБРК по итогам AQR
На консолидированном уровне (агрегация результатов всех банков-участников) дефицита капитала не наблюдается. Дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценивается в 3% от активов или 450 млрд тенге для 14 банков-участников AQR.

Заключение
Мы удивлены полученным результатом в 450 млрд тенге. Возможно, кто-то из акционеров БВУ, используя свой политический вес, смог снизить требования. Мы надеемся, что план корректирующих действий пройдет в интересах всего банковского сектора, а не отдельных лиц.

Хотим поздравить команду НБРК, которая участвовала в столь нелегком процессе. Считаем, что коллеги набрались определенных знаний, которые они смогут применить в дальнейшем. Для первого раза процесс AQR прошел достаточно успешно, хотя полученные результаты  сомнительны.

Агентству по регулированию и развитию финансовых рынков настоятельно рекомендуем не переоценивать свои силы и в будущем привлекать независимых, опытных аудиторов в процесс проверки БВУ.

@RiskTakersKZ
источник
2019 December 31
Risk Takers
​​ЧТО НЕ ТАК С РЕСПУБЛИКАНСКИМ БЮДЖЕТОМ?

В канун Нового 2020 года давайте взглянем, на заключение Счётного комитета РК (СК) к Республиканскому Бюджету (РБ) .

Основные замечания СК к РБ 2020-2022гг

•  Несогласованность прогнозируемых показателей ПСЭР с факторами экономического роста. Допускаются значительные погрешности при планировании основных параметров.

•  Заложенные в Прогнозе социально экономического развития на 2020 - 2024 годы параметры не коррелируются с вышестоящими документами Системы государственного планирования.

•  Не проводится факторный анализ неисполнения ранее запланированных показателей, не изучаются причины, которые не позволили достичь намеченных целевых индикаторов в предыдущие годы.

•  В недостаточной степени проработаны риски мировой экономики.

•  Отсутствие качественного прогнозирования социальных индикаторов и анализа их корреляции с текущей ситуацией в экономике не позволяет идентифицировать риски социальной уязвимости населения и устойчивости государственных финансов в долгосрочном периоде.

•  Соблюдение установленных ограничений по использованию его активов обеспечено не через мобилизацию налоговых поступлений и увеличения ненефтяных доходов, а путем подведения порогового показателя под фактически достигнутые значения.

•  Недостаточная ориентированность РБ на реализацию основных приоритетов и задач, поставленных перед Правительством на плановый период.

•  Не прослеживается генерирование новых источников пополнения бюджета, актуализация его приоритетов.

•  Рост расходов республиканского бюджета (порядка 40%) обеспечен традиционным методом за счет увеличения объема дефицита.

•  Вовлеченность населения в формирование бюджета в качестве элементов «слышащего государства» практически не обеспечена.

•  Введено новшество рассмотрения бюджетных заявок рабочим органом Республиканской бюджетной комиссии кулуарно, без вынесения на повторное рассмотрение.

•  Поставленная Главой государства задача по обеспечению чистой питьевой водой всего населения в 2020 году, не подкреплена конкретными решениями Правительства.

•  Отсутствует контроль эффективности применяемых инструментов со стороны МИО. Мониторинг по реализуемым проектам в разрезе созданных постоянных рабочих мест, роста налоговых поступлений, объемов производства от субъектов бизнеса, получивших помощь от государства, не осуществляется.

•  Принимаемых мер для реализации поставленной в 2014 году Главой государства задачи по ликвидации аварийности школ недостаточно.

•  Финансирование в рамках ТОХ (трансферты общего характера) не способствует улучшению инфраструктурной базы объектов здравоохранения. Это не позволяет гарантировать гражданам полноту оказания, своевременность и качество медицинских услуг.

•  Продолжается практика распределения целевых трансфертов без учета потребностей регионов и нуждающихся очередников.

•  Около 80 процентам вкладчиков ЖССБК, состоящих в очереди на жилье из числа малообеспеченных, не доступна мера по льготному кредитованию в силу их неплатежеспособности.

•  Отсутствует гибкость в субсидировании регулярных авиаперевозок, а их низкая востребованность по отдельным маршрутам привела к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Счётный комитет детально подчеркнул недостатки бюджета, однако депутаты приняли его. Депутаты, принимавшие данный бюджет возможно имеют иную точку зрения.
Какой бюджет - такие и результаты.

@RiskTakersKZ
источник
2020 January 02
Risk Takers
​​ПОЗДРАВЛЯЕМ НОВЫХ FRM И ERP

Сегодня вышли результаты экзаменов FRM и ERP. С радостью поздравляем всех, кто прошел экзамены. Мы рады, что наши ряды пополняются.

В ближайшее время, после подтверждения опыта, в Казахстане появится как минимум 3 новых сертифицированных FRM. Одним из них является наш друг и коллега Берик Бейсенбеков.

Еще одной важной новостью стало, что в Казахстане теперь появится первый сертифицированный ERP. Ей стала Асель Мусагул. Асель является сертифицированным FRM, кандидатом CFA и теперь ERP.

Справочно:
Energy risk professional -  сертификат по рискам в энергетической отрасли.

@RiskTakersKZ
источник
2020 January 03
Risk Takers
источник
2020 January 05
Risk Takers
​​РЕГУЛЯТОР VS JYSAN BANK. 0:1

Недавно в СМИ вышла новость о том, что Jysan Bank вышел в плюс. Нас сильно удивила эта новость, учитывая, что по состоянию на 1 марта 2019 года превышение расходов над доходами составляла (убытки) 215.5 млрд тенге. То есть убытки, превышающие на 215 млрд, начали резкое снижение. Только в ноябре Jýsan показал прибыль 177.4 млрд тенге. Для сравнения, второй по доходности банк - KASPI BANK заработал за 11 месяцев 156.6 млрд тенге.

Цитата:
«Положительный финансовый результат по итогам 11 месяцев 2019 года сложился благодаря оптимизации расходов, росту доходов, а также переоценке качества кредитного портфеля.»

Мы не отрицаем, что в банке проходят изменения, однако мы смотрим на данную ситуацию несколько под иным углом.

Давайте вспомним как проходило спасение Цесна Банк  (Jýsan).

1)  Займ от НБРК на 200 млрд тенге.
2)  170 мрлд обязательств перед КазАгро конвертировали в облигации на 15 лет по ставке 0.1%.
3)  Фонд проблемных кредитов выкупил у Цесна Банк неработающие активы на 450 млрд тенге в первый транш и 604 млрд второй транш.

При оказании помощи Цесна Банку со стороны регулятора выполнялась работа по анализу глубины проблемы. Мы полагаем, что со стороны НБРК анализ проводил Департаментов банковского регулирования. Теперь, когда мы видим, как быстро Jýsan выходит в плюс, мы можем понять насколько ошибся регулятор анализируя проблему Цесны.
Согласно комментарию, Jýsan Bank одной из причин положительного результата является переоценка качества кредитного портфеля. По нашему мнению, это главный фактор успеха, который вывел банк в плюс. Подробнее о результатах банка мы узнаем в их годовой отчетности.

Этот случай попадёт в учебники по банковскому делу и регулированию, как один из провалов регулятора.

P.S.
В своём рейтинге БВУ мы повысили рейтинг Jýsan-а из-за роста достаточности капитала (K1), после переоценки активов.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
ASIACREDIT, CAPITAL И TENGRI ВСЕ НИКАК НЕ СОЛЬЮТСЯ

31 декабря был опубликован список, в котором НБРК согласовал 11 руководящих работников БВУ. 6 из 11 работников относятся к Capital-у и банку AsiaCredit.

1.  Ибраева М.М.Управляющий директор АО «AsiaCredit Bank (АзияКредит Банк)» (протокол №108/БВУ/Т от 11.12.2019г.);

2.  Байниетова Д.Управляющий директор АО «AsiaCredit Bank (АзияКредит Банк)» (протокол № 117/БВУ/П от 30.12.2019г.);

3.  Байниетова Д. – и.о. Председателя Правления АО «Capital Bank Kazakhstan» (протокол №110/БВУ/Т от 10.12.2019г.);

4.  Ащеулов Р.С.Член Правления АО «Capital Bank Kazakhstan» (протокол № 118/БВУ/П от 30.12.2019г.);

5.  Кабашев М.Р.Член Совета директоров – независимый директор АО «Capital Bank Kazakhstan» (протокол № 119/БВУ/П от 30.12.2019г.);

6.  Арифиоглу Абдуррахман ЗекиЧлен Совета директоров АО «Capital Bank Kazakhstan» (протокол № 114/БВУ/П от 24.12.2019г.).

Возможно объединение БВУ, которое длится более 8 месяцев может продлиться еще не один месяц или не закончится успешным объединением.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
Жаль, что военные действия проходят в близости от нашей страны🇰🇿
Теперь, когда напряжение выходит на новый уровень, Иран  предпримет ответные военные действия. Как мы понимаем, если пострадают военные объекты США, то США начнут действовать более агрессивно.

Казахстану стоит рассмотреть вариант стресс-тестирования для компаний сотрудничающих с Ираном и понять потенциальные угрозы. Возможно нам придется пересмотреть взаимодействие с соседом.

На видео кадры с церемонии прощания с Касемом Сулеймани
источник
2020 January 06
Risk Takers
​​АУДИТОРЫ, КОТОРЫЕ НЕ УХОДЯТ

Мы несколько раз приводили в пример Великобританию и анализировали их действия в отношении «большой четверки» и БВУ. Однако не у всех стран имеется подобная практика. Так, согласно исследованию, Совета по надзору за бухгалтерским учетом в публичных компаниях (PCAOB) компании «биг 4» ошибались с аудитом отчётности в 31% всех случаев. В ответ, за 16 лет на них было заведено 18 судебных дел.

Мы не можем утверждать, что в Казахстане данный процент больше или меньше. Более того, мы считаем, что они лучшие в своём деле, однако им нужно улучшать свой сервис. Мы считаем, что для этого нужно начать с обязательной ротации аудиторских компаний каждые 3 года.

Для наглядности, стоит посмотреть на проблемный банковский сектор Казахстана, который имеет рейтинг BICRA 9 из 10 и чрезвычайно высокие риски.

Для обзора мы взяли 33 банка, 27 из которых действующие БВУ с 2012 года (кроме некоторых БВУ).

Как видно из нашей таблицы аудиторы редко меняются. Банки, которые были лишены лицензии не меняли своих аудиторов, или меняли их, но сразу же закрывались.
На текущий момент в Казахстане 17 банков, которые аудируются у одних и тех же аудиторов более 3-х лет. 7 из 17 упомянутых банков аудирует Ernst & Yong.

Несомненно, в Центральной Азии нет аудиторских отчётов в публичном доступе с уровнем раскрытия как в Казахстане, однако это не повод для радости. За 10 лет Казахстан на спасение БВУ потратил более 6 трлн тенге. Одной из причин можно назвать некачественную финансовую отчётность БВУ.

Уважаемые коллеги с KASE!
Вы просили, чтобы наш автор обращался к вам если, будут рекомендации.
В данном посте нас обращается 3 автора, а именно Сауран, Артём и Тимур, которые готовили данный пост. Мы просим вас внести изменения в правила (Постановление) предоставления финансовой отчетности членами фондовой биржи и просим исключить из практики аудит более 3-х лет членами биржи. Для вас это бесплатная норма, которая не несёт никаких рисков, а для нас шаг к повышению качества финансовой отчетности.
Поймите, мы это делаем не для себя, а для всех нас.

@RiskTakersKZ
источник