Вот и получается, что детям эти ВПР «по барабану», и подавляющее большинство об этом отлично знает. Потому дети относятся к проверкам соответственно, не напрягаясь. Так что сейчас это в чистом виде контрольные для школы и учителя, но не для учеников.
Отсюда и весь вопиющий диссонанс. Которого, заметьте, совсем нет на ЕГЭ. Во всяком случае, мы не слышали ни о каких массовых протестах по поводу того, что в старших классах детей натаскивают на единые экзамены в ущерб прохождению программы. Напротив, возмущаются, если этого нет.
Дело в том, что школьники сильно мотивированы на ЕГЭ , а на ВПР мотивация отсутствует.
И слава Богу, ибо как только она появится, массовое образование будет добито абсолютно и окончательно (см.
https://www.youtube.com/watch?v=daQAsC0yZrE ).
«Общественники-реформаторы» (этот коллективный «кузьминов — болотов — греф») в прошлые годы неоднократно говорили о том, как «научить» детей серьёзно относиться к ВПР.
Но теперь концепцию мотивации впервые изложил официальный Музаев в интервью от 5 марта. Его тезисы:
1) ВПР станут «честными».
«В ближайшем будущем планируется перевести ВПР в формат компьютерной сдачи. На каждом компьютере будет камера. И объективность можно обеспечить в каждой школе».
«У каждой школы будет своя, индивидуальная по всем предметам, контрольная работа».
Сильнее было бы заявить об «индивидуальной контрольной» для каждого ученика, составленной с помощью ИИ в рамках «индивидуальной образовательной траектории». Очевидно, что так и будет, но говорить об этом стесняются, потому что в такой схеме без труда просматривается возможность связать уровень предлагаемой контрольной со степенью лояльности родителей по отношению к власти (оппозиционерам на заметку).
2) «Достижения школьников будут фиксироваться в его "цифровой биографии" начиная уже с четвертого класса, а поступать в вузы можно будет по системе личных портфолио».
Таким образом, оценки ВПР, которые проводятся как раз с 4-го класса, пойдут в «портфолио». Кроме того, там будут учитывать и «креативную деятельность» на внешкольных площадках. В том числе — разумеется — волонтёрство. Дети должны знать, что «души прекрасные порывы» хорошо монетизируются.
Словом, портфолио заменит ЕГЭ.
(Но не везде. В российской глубинке, где возможности проявить «прекрасные порывы» существенно ниже, останутся единые экзамены, чтобы «мальчик из провинции мог поступить в любой московский вуз» — так говорит Музаев.)
Эти два пункта превращают ВПР в эффективный инструмент полного обнуления массового школьного образования. Учителя и дети получат простой и ясный «алгоритм успешности».
Целью школьного обучения станут баллы ВПР (ни в каком ином качестве школа в этом алгоритме не фигурирует). Шок от внедрения этой безумной системы быстро пройдёт, и наступит идиллия полного взаимопонимания. Школа будет натаскивать на ВПР (и ничего кроме, как сейчас в старших классах она пытается натаскивать на ЕГЭ). Для всех отстающих (на радость учителям) организуется массовое репетиторство.
В копилку портфолио потихоньку будут капать баллы. Увлекательная и затягивающая арифметика для детей и родителей.
Улягутся страсти по поводу содержания программ и учебников, ибо основными учебниками станут методички по подготовке к ВПР.
Образование как таковое исчезнет совсем, в нём не останется ничего, кроме содержания «банков заданий» ВПР. И значительная масса родителей будет воспринимать это как должное, поскольку у них на руках будет цифирь портфолио, официально подтверждающая «успехи» их чад и сулящая продолжение обучения в хороших вузах.
В ответ на общественные протесты по поводу ВПР Музаев обозначил эффективный план полной ликвидации массового образования. Деструктивный потенциал этого проекта несопоставим со всеми начинаниями пресловутого Грефа.
Власть РФ пребывает в состоянии непримиримых противоречий с внешними конкурентами и собственным народом. И она постоянно использует затасканный приём, чтобы не оказаться между молотом и наковальней.
Имя ему — «патриотизм».