Некоторые подписчики просили прокомментировать
законопроект, вносящий изменения в законодательство о трансплантации органов и тканей.
😳 Из-за некоторых журналистов, «от ветра головы своея» написавших, что этот законопроект «сделает человеческие органы доступнее» у некоторых по поводу него даже возникла паника.
🤞 Журналистам стоит быть ответственнее. А для особой паники, в данном случае нет причин. Этот законопроект – шаг (пусть и маленький) в хорошую сторону, а не в плохую.
🧑🏻🏫 Объясняю:
Проблема с законодательством о трансплантации существует – и давно. Но новый законопроект ничего в этом плане к худшему не меняет. Даже наоборот!
Когда в 2011 году принимался ныне действующий ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в него была вписана презумпция согласия на посмертное изъятие органов и тканей для трансплантации.
Это значит, что если человек при жизни или его ближайшие родственники после смерти не успели отказаться от изъятия у них органов и тканей, то их можно изъять, не интересуясь согласием родственников (см.
статью 47 действующего уже почти десять лет закона).
👉 О том, почему это плохо, мы писали еще тогда, в 2011 году, подробном
заключении на законопроект – и о презумпции согласия и о важной проблеме критериев диагностирования смерти.
Я убежден, что презумпция согласия – это неправильно, и в законе должна быть закреплена презумпция несогласия – в этом случае донором станет только тот, кто при жизни сам так решил и оформил свое согласие на это. В эту же сторону, кстати, не раз высказывалась Русская Православная Церковь.
Но сейчас важно отметить, что презумпция согласия на посмертное донорство у нас действовала с 2012 года – для всех.
Исключение было сделано для детей и дееспособных - после их смерти брать органы для пересадки было нельзя без согласия одного из родителей.
То есть хотя бы для детей норма была правильной.
❗️Но сформулирована эта норма была неаккуратно (в своем заключении мы писали и об этом). В ней говорилось, что взятие органов у погибшего ребенка возможно на основании согласия одного из родителей -
но не говорилось, что без такого согласия делать это нельзя. Я, кстати, не припоминаю. чтобы на практике это привело к злоупотреблениям. Все понимали намерение законодателя нормально, но
теоретически такие злоупотребления были возможны.
Новый законопроект решает эту проблему. Он меняет формулировку на более ясную - без явно выраженного согласия родителей посмертно изымать донорские органы и ткани у детей теперь точно нельзя.
👍 То есть он защищает детей, несовершенство формулировки исправлено.
Это шаг в нужную и хорошую сторону.
Да, он не решает оставшихся проблем действующего закона. Презумпцию несогласия нужно вводить для всех.
И еще - если уж у нас действует пресловутая презумпция согласия, нужен федеральный регистр людей, подписавших отказ от посмертного донорства, чтобы в больнице всегда могли проверить и увидеть, что этот человек от донорства отказался.
Проблемы в законе остаются и их надо решать.
Но сделан конкретный небольшой шаг в правильную сторону, лучше защищающий детей в сравнении с тем порядком, который у нас действует с 2012 года.
Вычитать панику из этого законопроекта можно, только будучи юридически неграмотным и ничего не зная о том, какие нормы законодательства у нас уже много лет действуют в этой сфере.
❗️Друзья, старайтесь всегда спокойно разобраться и не приглашайте в свою жизнь ненужную панику, особенно без реального повода.
🧠 Желаю нам всем устойчивой психики и разумного образа мысли и действий.