Цель – передача опыта от поколения к поколению, научение детей жить в человеческом обществе, научение быть человеком. А вот в какой форме педагог, взрослый будет учить ребенка – это отдельный вопрос! Знаете, мухи отдельно, котлеты отдельно.
Кто мешает учитывать индивидуальные особенности? Кто мешает творить? Активно действовать? Присваивать знания через деятельность? Развиваться в творческой деятельности? Кто мешает трудиться с удовольствием, радуясь результату труда? Кто сказал, что передача опыта – это 45 минут занудной речи противного учителя? А ведь это все, что перечислено выше – форма. Так не будем противопоставлять форму цели, это не взаимоисключающие вещи!
А противопоставили форму содержанию те, кто хочет под любым предлогом изжить человеческое и расчеловечить, а точнее, не дать стать Человеком нашим детям.
Что, Макаренко А. С. не учитывал индивидуальные особенности своих воспитанников? Что, у него дети не творили? Что, дети были забиты и несчастны?
Нет, нет и еще раз – нет!
Я понимаю, как он действовал. Я сама сегодня, входя в незнакомый еще коллектив детей, сталкиваюсь с такими же «зверенышами». Да, не малолетними преступниками. Но с такими же, по сути, несчастными и никому не нужными продуктами личностно-ориентированного, беззапретного и беззаботного существования.
Таких детей надо завоевывать. Сначала, извините, становиться вожаком стаи (хорошо, что пока без мордобоя), а когда авторитет будет признан, когда нормы и правила вожака становятся нормами и правилами одинаково для всей стаи без деления на слои и группы, только тогда начинается настоящий человеческий разговор.
Педагог, взрослый должен быть авторитетом, мерилом, эталоном, глядя на который дети определяют, что хорошо, а что плохо. За что похвалят, а за что поругают. Но это далеко не конец пути, это только самое начало.
После того как дети узнают «свод правил», они должны его присвоить себе. Эти нравственные нормы должны стать неотъемлемой частью биологического индивида, тем самым делая его человеком. Уже не взрослый регулирует и оценивает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет, а сам человек не может жить неправильно. Совесть гложет, подсказывает, что он не прав.
Вот о такой внутренней дисциплине говорил Макаренко. И рождается она только в общем деле, которое действительно хочется делать. Да не одному делать, а с товарищами, у которых такие же нормы и правила «внутреннего устройства», как и у тебя. Так рождается коллектив. Настоящий коллектив.
Тогда взрослый уже уходит на задний план, оставаясь обязательным эталоном для сравнения в сложных случаях, для совета в непонятных местах. И только теперь, настоящие личности в совместной (подчиненной общей цели) деятельности начинают саморазвиваться, самоорганизовываться. Творить и создавать, да еще и тянуть других, передавать своё умение тем, кто рядом. А помогает оценивать и регулировать нравственную сторону жизни – коллектив.
Запускается настоящая термоядерная реакция. И получаются тогда такие люди, которые не отдадут ни пяди своей Родной земли без боя. Такие люди, которые не спрашивают, зачем помогать другим, зачем жертвовать, зачем жить для других и почему от этого они получают больше, чем от удовлетворения животных потребностей.
Однако ничто не получится без воспитания воли, без преодоления.
Антон Семенович Макаренко: «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали».
Макаренко решил эти задачи тогда, когда многие либералы в пелёнках ещё ходили. Если кому-то нравится наступать на одни и те же грабли, это его право, но мне не нужно навязывать это право как единственно верное.