Всегда меня убивали эти причитания, что мирный протест не работает и что Лукашенко смотрит на митинги и не парится. Особенно почему-то россияне эту шарманку часто заводят.
Не работает мирный протест? Три месяца назад Лукашенко был самый устойчивый на постсоветском пространстве руководитель, устойчивее Путина. А теперь он с горящими штанами бежит в СИЗО и устраивает там круглый стол с им же посаженными оппозиционерами.
Это ход, который показывает полнейшее отчаяние — представьте, что в России начались бы протесты, всю оппозицию посадили бы в тюрьму и вдруг после недель протестов Путин поехал бы проводить с ними встречу и обсуждать, как будет реформироваться страна. Этих людей месяцами выставляют преступниками, а теперь они вдруг политики, с которыми обсуждается будущее страны.
Кроме прочего, тут ещё и официальное признание, что заключённые политические. Бабарико, напомню, сидит типа за экономическое преступление.
Почему вроде бы опытный политик Лукашенко пошёл на такой безумный шаг? Ну представьте себе. Вот вы сидите дома и беспокоитесь что мирный протест не работает, что изменения не приходят несмотря на усилия. Вы иногда впадаете в уныние, иногда злитесь. При этом — вы живёте своей жизнью, вам ничего, по большому счёту, не угрожает, вы можете уехать (если вы в Беларуси), можете просто спокойно жить себе дальше при любом развитии событий. Усилия вы прикладываете конечно существенные, если ходите на акции — берёте на себя риски, тратите время.
Теперь подумайте, что в голове у другой стороны. Там точно такие же люди как и вы сидят, на верхушке там, конечно, знатные упыри, но на уровнях ниже — обычные чиновники, которые делали карьеру в системе, в которой они просто оказались. Многим из них уже запретили въезд куда бы то ни было, кроме России. Кому ещё не запретили — вот-вот запретят. Если есть деньги за границей — их больше нет. Вся их жизнь, карьеры, положение, имущество, у многих свобода — всё зависит от того, сможет ли Лукашенко подавить протест. Если не сможет, большинству из них придётся отвечать перед судом в Беларуси по статье, где предусмотрено и пожизненное заключение, и смертная казнь. Кому удастся бежать, например, в Россию, тот будет тут просто болтаться без дела, никаких карьер они не сделают, на нормальную работу не попадут — кому нужны такие чиновники?
И вот они жили в уверенности, что их крыша всемогуща. Крепче, чем у нас Путин, воспринимался Лукашенко полгода назад. Они чувствовали себя в безопасности, жили, и будущее их было безоблачным.
Прошли выборы. Все знают, что Лукашенко проиграл, но уверенность у всех оставалась — сто раз уже задавливали. Начали всех бить и устрашать.
Не помогло — сначала вышли женщины, потом взбунтовались рабочие, потом десятки тысяч на улицах.
Почва из-под ног начинает уходить. Европа не признаёт Лукашенко президентом — это рубит сразу половину элиты, которые туда ездят или держат там активы, они в панике сразу, и уже понятно, что им никто не поможет. Причём реально пока под санкциями лишь небольшой процент, а остальные просто сидят боятся, вдруг и до них дойдёт. Митинги не прекращаются, они видят их везде. Возможно, у них на них ходят дети, возможно, знакомые детей, однокурсники, знакомые, все там. Армия требует не собираться у стеллы — собираются. Пропагандисты из России приехали, вещают на телеке — не помогает вообще.
Два месяца — а с каждым днём ситуация только хуже и арест только ближе. Крыша прохудилась — БЧБ-флаги везде, никто ничего не боится. Снимают один, вешают ещё 10.
Каждую неделю — эскалация. Пошли к президентскому дворцу, остановились. Пошли к СИЗО, постучали в дверь, ушли.
Никакие действия не помогают — общество полно решимости скинуть проигравшую выборы конструкцию, не помогают уголовные дела, посаженные и выдавленные за границу лидеры, пропагандисты из России, встречи с Путиным — ничего.