У нас вызвал чрезвычайное оживление пост, размещенный позавчера на аккунте Белого дома, согласно которому нацизм победили американцы и англичане. Произнесение данного текста голосом президента Трампа добавило возмущения, вот она, мол, официальная позиция Соединённых Штатов, вот оно - злонамеренное искажение истории.
Чисто эмоционально это деяние ничего, кроме тошнотворного отвращения, вызывать не может. Но не стоит считать это продуманной антироссийской акцией, как многие решили.
Дональда Трампа мы узнали уже довольно неплохо, чтобы с высокой вероятностью полагать: эта тема его просто не интересует. Тот факт, что несколько дней назад Трамп подписал вместе с Путиным совместное заявление о боевом братстве в битве с нацизмом и о встрече на Эльбе, а потом вычеркнул СССР из числа победителей, совершенно согласуется с общим стилем действий президента США. Ему, на самом деле, просто всё равно. Как и по множеству других вопросов, он делает взаимоисключающие заявления, и не считает, что последовательность в высказываниях хоть сколько-нибудь важна. Важен сиюминутный эффект от написанных/произнесенных слов.
На это резонно возразят – не Трамп же лично готовит такие посты и высказывания, кто-то ему написал текст. Наверняка, но и здесь, скорее всего, стоит говорить не о специальном антироссийском настрое, а о новом стереотипе, который прочно зафиксировался в официальном нарративе после холодной войны.
Америке данная тема, в принципе, малосущественна, это не Европа, где, как мы видим, вокруг истории Второй мировой кипят живые политические и человеческие страсти. Американцам вообще свойственно возвеличивать себя, а поскольку с распадом СССР и крахом коммунизма все советское по умолчанию было признано неправильным, необходимость отдавать должное советскому союзнику как-то тоже ушла в тень. Ну а Трамп, как водится, довёл это до абсолюта, он так делает с любым сюжетом. За то его у нас и любят. Некоторые.
Вывод из этого один. С Европой по исторической теме надо кропотливо работать, там есть те, кого смущает масштаб пересмотра исторических оценок, – не потому что они не хотят обижать русских, а потому что боятся за собственно европейскую конструкцию. О чем свидетельствует и статья Хайко Мааса 7 мая. А с Америкой разговаривать в этом контексте не о чем, в тамошней политике царствуют сменяющиеся штампы, повлиять на которые извне едва ли реально.