На Первом канале продолжается фильм «Рюриковичи», вот дошёл черёд и до Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана. Боголюбский, конечно, значимая фигура – именно с него начинается отход от варяжского, условно говоря, проекта Руси как части европейской цивилизации и поворот к проекту «Московия». Боголюбский стал первым князем, который игнорировал вече (существовавшее тогда и в Залесье!) и аристократию. Именно Боголюбский окружил себя людьми, всецело от него зависящими, создав прообраз служилого дворянства и опричнины (кстати, и своей набожностью Андрей напоминает Грозного). Не случайно, что Боголюбского так ценят российские монархисты, видящие в нём первого самодержца, создателя прообраза самодержавия. Авторы фильма считают, что Боголюбский своей политической системой опередил время, т.е. его тенденции к деспотизму нам, вполне в духе российско-имперской исторической школы, преподносятся как прогресс, тогда как в действительности это очевидная деградация. Дело Боголюбского – создание политической системы самовластья – продолжил позднее, с опорой на Орду, Александр Невский.
Именно при Боголюбском Северо-восток (будущая Московия) заявил о себе как о центре агрессивного «собирания земель». Андрей ходил на антагонистичный Новгород, на Волжскую Болгарию, на Киев, символизировавший ту Русь, с которой Боголюбский стремился порвать. Кстати, именно Боголюбский наметил историческое противостояние Московии и Украины-Руси, поступив с Киевом как с вражеским иноземным городом: взяв Киев, он на три дня отдал его «на поток» своей рати. Как и в создании самовластья, Боголюбский тут также выступил новатором.
Вот за что спасибо Андрею, так это за белокаменные храмы Залесья, за Успенский собор во Владимире, за храм Покрова на Нерли. Прекрасная, чУдная европейская архитектура. Говорят, что итальянец Аристотель Фиораванти, строитель Успенского собора в Москве, осматривая владимирский Успенский собор, заметил: «Наши строили». Залесская Русь и при Боголюбском всё ещё оставалась частью Европы.