
ВС РФ указал, что при банкротстве физического лица его экономически неразумное поведение само по себе не является недобросовестным. Под «неразумностью» может пониматься возложение должником на себя непосильных долговых обязательств в виду необъективной оценки собственных финансовых возможностей или которые стали таковыми в связи с жизненными обстоятельствами.
Когда «недобросовестное поведение», которое является основанием для отказа в освобождении гражданина от обязательств (п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве), это умышленные действия должника по сокрытию своего имущества, воспрепятствованию деятельности арбитражного управляющего, сообщение ложной информации при получении кредита и. т. д.
Также интересный вывод ВС РФ делает о том, что последовательное наращивание гражданином кредиторской задолженности путем получения денежных средств в различных кредитных организациях может быть квалифицировано как его недобросовестное поведение, влекущее отказ в освобождении гражданина от обязательств, лишь в случае сокрытия им необходимых сведений либо предоставления заведомо недостоверной информации.
В виду того, что банки, являясь профессиональными участниками кредитного рынка, имеют широкие возможности для оценки кредитоспособности гражданина. Соответственно, заключать кредитный договор или не заключать с гражданином имеющим долговые обязательства это добровольное решение банка.