#мастрид
Основатель DeckRobot Антон Урбанас
написал любопытную статью “Семь способов пустить стартап по ветру”. Собственно, ошибки стартаперов по версии предпринимателя:
Ошибка № 1. Основать стартап
В мировой практике считается, что вы разоритесь с вероятностью 97%, если начали бизнес в одной из стран с развитой экосистемой стартапов. По России отдельной надежной статистики нет, но, скорее всего, шансов провалиться еще больше, а вот стать миллиардером - меньше.
За последние годы технологических “единорогов” в России было всего два: интернет-сервис для размещения объявлений “Авито” и Тинькофф Банк. Поэтому свежих профессиональных денег на рынке мало. Если вам удастся поднять инвестиции на сотни миллионов долларов, то вероятность успеха вырастет с 3% до 22–26%. Но в трех случаях из четырех вы все равно разоритесь. С этим надо просто смириться: высокие риски - высокие доходы.
Ошибка № 2. Думать, что открытие стартапа - это способ быстро разбогатеть
По данным компании KRUZE, зарплата СЕО стартапа в среднем соответствует начальной зарплате инженера. Более того, на начальном этапе многие основатели вообще не платят себе зарплат. Среди моих друзей и знакомых фаундеров в Bay Area нет никого, кто платит себе больше $300 тысяч в год. Если основатель стартапа много зарабатывает еще до выхода компании на биржу, то это обычно заканчивается судебными исками, отменой IPO или результатами ниже, чем у конкурентов.
Ошибка № 3. Создать стартап, чтобы найти инвестиции
Во-первых, индивидуальный доход основателя иногда может иметь обратную корреляцию с объемом привлеченных инвестиций. Во-вторых, многие основатели технологических стартапов в итоге продают их более крупным компаниям за $20–100 млн и получают намного больше, чем привлекли бы в качестве инвестиций. В среднем объем привлеченных средств коррелирует с вероятностью успеха, но это точно не главная, а зачастую и иллюзорная метрика.
Ошибка № 4. Сначала разрабатывать продукт, а уже потом общаться с клиентами
На самом деле, главная причина провала стартапов - отсутствие необходимости в продуктах, которые они разрабатывают. Нет большой беды в том, чтобы показать потенциальным клиентам бета-версию, эскизы и т.п. Люди готовы платить даже за “косой и кривой” продукт, если он полезен. Однако идеальный продукт так и останется невостребованным, если он не решает задачу потребителей. Однозначно скажу: на первом этапе клиенты - это единственный приоритет для компании; дизайн продукта, логотип, имя и прочее - мишура.
Ошибка № 5: Не заниматься “скучными вещами”, которые превращают продукт в бизнес (юридическое оформление, бухгалтерия, продажи и т.п.)
Все отношения между основателями стартапа, сотрудниками и инвесторами должны быть юридически оформлены! То же самое касается интеллектуальной собственности.
Ошибка № 6. Поделить между основателями доли “по-братски”
Доля - отражение вклада каждого из основателей в бизнес и взятых ими на себя рисков (при одинаково запредельных усилиях). Кто-то присоединяется к компании раньше и берет все риски на себя (часто даже финансовые). Кто-то занимается ключевым направлением работы (будь это технология, маркетинг или продажи). Доли не должны быть одинаковыми! Более того, хорошая практика - опцион на долю в капитале для основателей на случай, если кто-то перегорит и не захочет или не сможет больше заниматься проектом.
Ошибка № 7. Начать тратить инвесторские деньги, “как пьяный матрос получку в баре”
Зачастую, если стартап привлекает большой раунд инвестиций, он начинает совершать пустые траты: дорогие маркетинг и PR, новый фирменный стиль, наем опытных и дорогих менеджеров по продажам до того, как готова методичка для их работы (я сам в такую ловушку попадал).
Есть огромное количество ошибок, которые можно совершить, создавая стартап. Но главная из них - не верить в себя и заранее печалиться из-за всевозможных опасностей.
@rusven