Ксения Светлова, автор канал «Восточный синдром»
@vostochnysyndrome, написала
статью про Ирак, влияние Ирана, а также попыталась рассмотреть феномен формирования отрядов «Хашд Шааби».
В отличие от Ксении, которая всё-таки больше специалист по Израилю, авторы этих строк в Ираке были, знакомы с руководством «Хашд Шааби» в лице Фалеха аль-Фаяда и Абу Мехди аль-Мухандиса лично, знают о том как создавалось ХШ и каким целям служит.
Для начала, внесём некоторую ясность.
Посол Ирака в США отражает слова, скорее, проамерикканского лобби в иракском правительстве - и было бы странно, если бы назначенный в Штаты посол защищал интересы иракского духовенства или проиранских политических групп. Говорить о ветеранах партии «Баас» как об
какой-то имеющей значение и влияние группе в данном контексте вообще нелепо: здравомыслящая часть баасистов от причастности к партии открещивается, а ярые сторонники времен Саддама вошли в состав ИГИЛ и других групп, которые к ХШ не имеют отношения от слова совсем.
Во-вторых, Мосул был захвачен ИГИЛ 10 июня 2014 года - и
это важно. Религиозная фетва была издана всего через
три дня, на которую откликнулись
свыше миллиона иракских шиитов. Ключевое отличие иранского правительства от иракского - в вооружённой поддержке, которая была оказана ещё не имеющей структуры, организации и ничего, кроме желания защитить свою страну огромной толпе. Экс-террористическо-партизанские организации - «Бадр», «Лига праведников» и другие, закалённые в вылазках против американцев группировки, - наравне с КСИР выступили инструкторами, предоставили оружие, опыт и руководство, необходимые ополченцам. И те начали кампанию по освобождению Ирака.
В отличие от ВС Ирака и других силовых структур ХШ реально воевали и реально добивались результатов на поле боя. Кроме того, участие в боевых отрядах ХШ осуществлялось на ротационной основе - миллион человек, как-никак.
После освобождения Мосула никакой борьбы за власть и сферы влияния в рядах ХШ не было. Что, сменились адь-Мухандис, Фаяд или эль-Амери? У «Лиги праведников» командир сменился? Ничего такого и впомине не было. Просто борьба ХШ больше переместилась в политическое поприще - тот же Хади эль-Амери больше внимания стал уделять завоеванию победы в парламенте, а не на поле боя.
Тезис Ксении о том, что «
больше всего в Багдаде хотели бы избежать сирийской судьбы. Никто не хочет стать очередной площадкой для столкновения Ирана и Запада на своей территории», не верен: у Багдада нет самостоятельности. Что премьер, что президент - это коспромисные фигуры между проамерикано-саудовской коалицией и проиранской, не решающие ровным счётом ничего. Ирак стал полем борьбы Ирана и Запада ещё после падения режима Саддама, когда медленно, но неизбежно началась переориентация страны на восток, которую сейчас пытаются обратить вспять. И дело даже не в том, что ХШ считается проиранской, обычные военные офицеры называют нулевые «периодом американской оккупации», а что как не это свидетельствует об отношении к западным партнёрам.
Что касается Израиля и даже теоретической возможности сближения... Ирак - это не Саудовская Аравия, как бы её не хотели в ту сторону развернуть.
Bene merenti bene profuerit, male merenti par erit.
#БлижнийВосток #Ирак #Иран
@rybar