🇿🇦 Телеграм-канал Politeconomics
рапортует, что, «
согласно Департаменту статистики Южной Африки, средняя зарплата в стране достигла $1 287 в месяц (90 000 руб.)», тем самым намного превысив среднемесячную зарплату в РФ. Однако в попытках сравнивать Россию и Африку наши Телеграм-каналы, мягко говоря, не очень представляют специфику зарплатного сектора ЮАР.
На самом деле речь идет только о формальном несельскохозяйственном секторе экономики. Там в ряде отраслей действительно довольно высокие заработки (по данным на апрель — в среднем 22,5 тыс. ZAR, или почти $1,3 тыс.). Такие зарплаты — реалии крупных госкомпаний (Eskom, SABC, Denel и т.д.), защищенных трудовым законодательством и традиционно сильными профсоюзами.
И такие заработки — во многом привилегия, в то время как безработица в стране —
просто чудовищная. За последний квартал 2019 г., по данным все того же статистического департамента страны, она достигла рекордных 29,1%, а к декабрю 2020 г., по прогнозам МВФ, может вырасти аж до 35,3%. Пессимистический прогноз казначейства ЮАР еще хуже — до 50%. Так что фактически права немногих официально трудоустроенных и фактически несменяемых рабочих оплачивают безработные.
Во-вторых, нечего говорить о серьезном региональном и особенно расовом дисбалансе — это страна высокооплачиваемых белых профессионалов и благополучного чернокожего среднего класса. Правда, представители белой общины откровенно дискриминируются при приеме на работу (в крупных компаниях действуют
рейтиги «черности» предприятий, облегчающие им доступ к госконтрактам). Однако исторически сильные позиции белых в банковско-финансовом секторе и в фермерском хозяйстве обеспечивают им довольно высокие по европейским меркам стандарты жизни и потребления.
Многие же представители наименее благополучной общины — чернокожей — зарабатывают в теневом и неформальном секторе (розничная торговля,
криминал), подсчитать и статистически обработать их средние заработки доходы никакой возможности нет. А это большой и традиционно недооцененный статистикой сектор, обнимающий огромное многообразие товаров и услуг — от знаменитого рынка
Мути в Дурбане до полуподпольных магазинчиков-
spaza и продовольственных ларьков в тауншипах. Среднемесячные доходы в таких неблагополучных пригородах даже в лучшие годы не превышают $150-200 на целую многодетную семью.
В-третьих, реальные доходы работающего населения
непрерывно снижаются на фоне экономической стагнации, вызванной
катастрофической ситуацией в электроэнергетическом секторе страны и колоссальными долгами убыточных госкорпораций — они
буквально тянут страну на дно. Ну а с пандемией становится все еще хуже — по последним майским опросам работу потеряли 8,1% респондентов.
Так, в крупнейшей государственной медиагруппе SABC, количество сотрудников которой насчитывает 3167 человек и которые действительно получают где-то в районе $1,3 тыс., уже сокращают штат на 600 работников ради «достижения финансовой устойчивости и самодостаточности». Словом, статистика — та еще вещь.