О будущем
Левый философ Гай Стэндинг в книге «Прекариат: Новый опасный класс» предлагает термин «новые беспокойные». Люди безо всякого жизненного плана и конкретной профессии. Поиск себя в их случае – это скролл ленты в социальной сети и ничего более. Таких много.
Стэндинг настаивает: современный человек нуждается в «передышке». Он сильно устал от постоянных обновлений всего вокруг. Только доганяешь моду, события, тренды, вдыхаешь «дух времени», а он раз! и снова меняется. Это и правда всех заебало. Даже самых рьяных трендсеттеров.
В кино (отдельная тема) и в музыке долгожданная «передышка» уже ощутима. Взглянем на ожидаемые альбомы 2018 года. Moby, Chic, Зак де Ла Роча из RATM, A Perfect Circle, The Prodigy, MGMT, Chromeo, Craig David и даже, например, Fisherspooner. Но нет, это не ретро-бум саунда из 70х, 80х или 90х, как мы привыкли в таких случаях считать. Это просто возвращение старых правил игры.
Сменилась сама риторика. Последние пять лет нам объясняли: вот типа новый Принс, вот новый Aphex Twin или новый Moby. Типа прежних все уже, можно в утиль. Общее настроение: быстрее-быстрее все менять, обнулять! С перепугу в это даже верилось. Ну ладно-ладно, перестраиваемся. Кто там эти новые? Flume, Mura Masa, Madeon, Zedd – целая волна какой-то детворы, которых назначили новыми такими-то, на смену «бывшим». Но с самого начала с ними было что-то не так. Ну дети еще, что с них взять?
Важный сигнал - история артиста Petit Biscuit (вторая половина 2017го). Типичный «новый на смену старым»: французик, 18 лет, пилит сахарный пластмассовый электро-лаунж поп. В парня въебали кучу денег. Apple Music буквально насиловал его альбомом: Petit Biscuit полгода был во всех плейлистах. И тупо мимо. Вообще никто его не запомнил.
Тем временем, отыскали где-то на виле в Италии всеми забытого Jamiroquai. Тот тихо себе спивался на пенсии и никого не трогал. Сказали: «надо, старик, спасай!» Он, конечно, лихо раздал. Иначе не умеет. Но с таким видом, будто до сих пор не понимает, что вообще происходит? Помятый, словно с дикого похмелья, Джей Кей уже пятый клип к ряду бесцельно куда-то бредет.
Есть ощущение, что где-то там наверху осознали: кажется, мы дали фальстарт в «смене эпох». Ведь если с актуальными героями все ок, то никто не возвращает «на контракт» артистов, которые закончили карьеру «под мейджором» 10 лет назад.
Можно догадаться, почему так происходит. Отчасти это гиперинфляция мифа про «доступную музыку» и bedroom-продюсеров. Все эти сенсационно прорывные малыши продавали, прежде всего, саму идею: покорить мир можно сидя в спальне, с какой-то мигающей игрушкой в руках - контроллером, сэмплером, драм-машиной, которых вышло за эти годы несметное количество.
Сегодня в ленте профмуз подписок все чаще можно увидеть новое дорогое железо, трушные студийные наборы, синты, пульты и тд. Ярких дешевых девайсов стало резко меньше.
Малышей плавно, аккуратно переместили из ниши новые мировые топ-поп-продюсеры в нишу «типа как молодежная музыка». По долгу службы я не один год читал их пресс-тексты, новости о релизах и вижу как резко сменилось позиционирование. Чуть попустились. С Ableton Push под мышкой (см. Madeon) в саунд-продюсеры к Lagy Gaga уже не прутся. К тому же, все новые жанры с отметками future и nu теперь автоматически становятся past и post. Малыши думали, что они будущее, авангард. А их заюзали одноразово.
Это конец эпохи саунд-дизайна. Стоит полагать, что скоро, наконец, наступит долгая эпоха real time, в которой найдется место и Moby и Aphex Twin, и группе Chic и молодежи, адекватно понимающей свой текущий уровень и реальные возможности.